Статьи15.06.2007

МINI Сooper: из малолитражек – в элитные спринтеры

Успех MINI Classic обеспечил своему создателю Алеку Иссигонису, который придерживался утверждения: «Я не придумал Mini, я его сконструировал», мировую славу. В конце 1956 года он получил от Леонарда Лорда, шефа British Motor Corporation (BMC), срочное задание на создание «настоящего компактного автомобиля». Иссигонис был в восторге от этой идеи. Конструирование совершенного автомобиля малого класса всегда было одной из его любимых тем. Теперь нужно было разработать свои идеи за чертежной доской и реализовать их со своим коллективом. Его видение: четырехместный компактный автомобиль с оптимальным использованием салона и достаточно высоким уровнем комфорта, внешне и в техническом отношении совершенно отличный от всех современных автомобилей и доступный для всех.

В результате в 1959 году дебютировал MINI Classic, через три года - четырехдверный автомобиль среднего класса Morris 1100, а в 1964 году - чрезвычайно вместительный Austin 1800. Масса MINI Classic в базовой комплектации составляла примерно 600 килограммов, в нем было достаточно места для четверых взрослых людей и для небольшого багажа. Если багажника емкостью 195 литров было недостаточно, заднюю крышку можно было просто оставить открытой, так как она откидывалась вниз. Глянцевые проспекты яркими красками демонстрировали эту дополнительную возможность погрузки. Наконец, 26 августа 1959 года состоялась премьера MINI Classic, причем во всех странах, где была представлена компания BMC.

Сначала он вышел на рынок в двух вариантах под названиями Morris Mini-Minor и Austin Seven, которые отличались друг от друга лишь решеткой радиатора, цветом кузова и колпаками колес. Зато производились они на разных заводах: Austin собирали в Бирмингеме, а Morris - в Оксфорде. Позднее компания BMC выпускала обе версии на обоих заводах. На родине MINI Classic стоил 496 фунтов стерлингов, это был второй по доступности автомобиль. Странно, но автомобильчик не сразу стал популярным. Его первооткрывателем был лорд Сноудон, супруг принцессы Маргарет. Сама королева лично позволила Алеку Иссигонису продемонстрировать ей MINI Classic в пробной поездке, что, наконец, обеспечило компактному автомобилю необходимый имидж.

В США же заинтересовались новинкой из Европы и приняли ее доброжелательно. В 1960 году ведущий американский специализированный журнал писал: «Austin - это, пожалуй, самый маленький полноценный автомобиль в мире. Мы должны признать, что в нем отнюдь не тесно вчетвером, и даже удобнее, чем в некоторых наших больших автомобилях».

В 1959 году с конвейеров сошли 19 749 экземпляров Austin Seven и Morris Mini-Minor, еще через год их было уже 116 677. Вместе с успехом росли и требования к MINI Classic.

В 1960 году компания BMC на растущий спрос отреагировала двумя вариантами: Van и Estate. Как закрытый коммерческий автомобиль, так и остекленный со всех сторон универсал имели две задние двери. Но только в 1961 году стало по-настоящему ясно, какие возможности таил в себе MINI Classic: в начале года появился самый маленький грузовик Mini Pick-Up. Две их противоположности через полгода образовали люксовую часть модельного ряда: Wolseley Hornet и Riley Elf с роскошно оформленной облицовкой радиатора и задними крыльями в виде «ласточкиного хвоста». Наконец, во втором полугодии появился вариант, который внес наибольший вклад в создание легенды MINI Classic – Cooper.

Еще задолго до того, как Алек Иссигонис начертил свои эскизы MINI Classic, его связала дружба с конструктором гоночных автомобилей Джоном Купером. Главный конструктор BMC ценил компетентное мнение своего коллеги, поэтому Купер с самого начала был посвящен в разработку MINI Classic. По мере того, как вырисовывался проект, у Купера росла уверенность в том, что именно этот новый автомобиль станет тем, что он уже давно искал, - базой для спортивного автомобиля, который мог конкурировать с тогдашним Lotus Elite. Купер занялся тюнингом сразу, как только получил новый компактный автомобиль.

Реакция на этот автомобиль, появившийся на рынке в сентябре 1961 года, напоминала эйфорию и свидетельствовала лишь об одном: клиенты хотели еще больше мощности. Иссигонис и Купер увеличили рабочий объем двигателя с 848 до 1071 см3, что увеличило мощность до 70 л.с. Скорость машины выросла до 160 км/ч, поэтому Джон Купер переработал и тормоза.

Результат - 244 359 автомобилей в год. Еще через год после этого MINI Classic преодолел магический рубеж в миллион экземпляров. В том же году Иссигонис подготовил для серийного производства и включил в список оснащения автоматическую коробку передач. Тем самым MINI Classic стал одним из очень немногих компактных автомобилей, оснащенных подобной опцией для автомобилей высшего класса. Кроме того, автоматическая коробка передач, монтажный объем которой лишь незначительно отличался от объема, занимаемого механической коробкой, имела четыре передачи для движения передним ходом. Даже роскошные автомобили в то время, как правило, имели три такие передачи.

В 1964 году появился самый открытый MINI Classic, который когда-либо был создан - Mini Moke. Собственно говоря, происхождение нового забавного автомобиля было самым серьезным: компактный автомобиль создавался как универсальное транспортное средство для армии. Прочная конструкция, компактные размеры и небольшая масса соответствовали всем условиям, чтобы выбросить такой автомобиль с парашютом или перевозить вертолетом. Moke был практически поддоном с широкими коробчатыми порогами, капотом и ветровым стеклом. Сиденья представляли собой простые ковши из листового металла с подушками, от непогоды кое-как защищал складной верх. Все это идеально подходило для армейских целей, если бы не слишком малый дорожный просвет. Он погубил MINI Moke карьеру на службе Ее Величества, но нисколько не помешал восторгу любителей активного досуга. До 1968 года в Англии было выпущено почти 14 500 специальных открытых MINI Classic, затем производство продали Австралии, а позднее – Португалии. Общий тираж, в конечном счете, составил почти 50 000 экземпляров.

В 1967 году наступило время для основательной переработки MINI Classic. В результате он получил более мощный двигатель с рабочим объемом 998 см3, который отличался прежде всего повышенным, с 44 до 52 Нм, крутящим моментом. Одновременно мощность увеличилась до 38 л.с. Через два года к MINI Classic присоединился MINI Clubman, слегка увеличенный с измененной передней частью. Эта модель длиной 3 165 миллиметров была почти на одиннадцать сантиметров длиннее оригинала (версия с кузовом универсал, называвшаяся MINI Estate, в длину составляла ровно 3,4 метра). Mini Cooper был исключен из производственной программы и заменен 59-сильной топ-моделью с двигателем объемом 1,3 литра с обозначением Mini 1275 GT.

В 1969 году подверглись изменениям еще несколько деталей: передние сдвижные стекла уступили место опускным стеклам, наружные петли дверей переместились внутрь, а на капоте стал красоваться собственный фирменный знак MINI Classic.

1972 год стал одним из самых успешных в истории MINI Classic. Спрос был так велик, что выпуск составил 306 937 экземпляров. В это число вошел и трехмиллионный компактный автомобиль, считавшийся уже классическим. Почти ежегодные мероприятия по доработке модели обеспечивали высокий уровень привлекательности MINI Classic.

С 1980 по 1983 год производственная программа была ограничена, производство Clubman, Estate и Van было прекращено. Остался только один MINI Classic с литровым двигателем мощностью 40 л.с. Однако покупатели оставались ему верны: в 1986 году с конвейера завода в Лонгбридже сошел пятимиллионный MINI Classic. После официального прекращения выпуска моделей Cooper их «крестный отец» Джон Купер продолжал разрабатывать и продавать комплекты для повышения мощности MINI Classic.

Но ура! В 1990 году компания Rover Group, временно отвечавшая за марку MINI Classic, увидела шансы на успех на рынке и возродила Mini Cooper. Через 2 года было прекращено производство литрового двигателя с карбюратором, и после этого все модели оснащались только мотором «1275» с впрыском топлива. С 1993 года предлагалась также официальная версия кабриолета. Наконец, в 2000 году производство классического MINI Classic было завершено.

Более 5,3 миллиона экземпляров всемирно известного английского компактного автомобиля в разных вариантах вышло из стен заводов. Но даже через 41 год это был еще далеко не конец. В 2001 году MINI One и MINI Cooper начали новую главу в истории английской марки.

Оставить комментарий

Нет комментариев