Статьи15.06.2007

Наболевший вопрос: криминалистическая экспертиза – узаконенный рэкет?

Давно хотел поделиться соображениями по поводу одного весьма возмутительного по сути и неправомерного по содержанию правила прохождения процедуры снятия/постановки на учет ТС. С одной стороны, нынче эта операция не столь мучительна и муторна, если не брать в расчет длинные очереди желающих поставить на учет или снять с него свою машину, совсем неэквивалентное количеству автоинспекторов, задействованных в этом мероприятии. Зато квитанции уже выдают отпечатанные и заполненные всеми необходимыми реквизитами – ОПЕРу, РС, КС и т.д. То есть одним геморроем для автовладельцев, прежде ломавших голову в Сбербанке при составлении этих платежек, стало меньше. Да и время – целый день, потраченный на регистрацию машины – тоже еще вполне нормальная для неповоротливых российских дорожных департаментов.

Но все это ни в какое сравнение не идет с узаконенным государственным рэкетом, который заключается в обязательном прохождении криминалистической экспертизы. Причем эту самую экспертизу надобно проходить как при постановке на учет, так и при снятии с оного. Более того – абсолютно всем автомобилям, даже новым иномаркам, купленным у официального дилера в автосалоне, что называется, с нуля – растаможенных, оплаченных  по всем параметрам  законодательства. То есть легально ввезенные в Россию со всем пакетом документов… Какая может быть каверза с номерами на кузове или агрегате новой машины, прошедшей первичную (!) продажу, которые проверены-перепроверены десятки раз – начиная с ОТК завода-изготовителя, и заканчивая зарубежной и российской таможнями?… Кто станет перебивать их, покуда машина находится в пути в российский автосалон – наверняка не могут себе представить даже авторы этого безапелляционного правила… Ну не применимо оно  к безупречным с точки зрения юридической чистоты новым иностранным автомобилям!

Ладно там, наши отечественные новые автомобили, производители которых могут ошибиться и с выбивкой этих самых номеров. И ОТК не всегда мышей ловит, да и в первичных документах могут допустить ошибку с какой-нибудь цифрой, не говоря уже о криво и нечетко пробитом номере (бывают случаи). Но господа хорошие – на иностранных автопроизводствах такое априори невозможно, ибо весь этот процесс выполняет автоматизированный стапель, а точность фиксирует компьютер и еще потом несколько раз досконально перепроверяется специалистами… Понятное дело – уравниловка в духе бывшего соцлагеря… Еще можно смириться – пусть наши отечественные криминалисты поизвращаются и перепроверят – тем паче, сама процедура занимает от 5 до 10 минут.

Но вот только навязанная услуга эта отнюдь не бесплатна, господа автовладельцы. Не знаю, повсеместно ли такое безобразие, как отсутствие собственного государственного эксперта-криминалиста при МРЭО, но вот в московском МОТО-ТРЭР 5, что на Третьем транспортном кольце в ЦАО, этот специалист отсутствует как класс. То есть отсутствует именно государственный. Зато пышным соцветьем присутствует эксперт коммерческий. За то, что специалист-криминалист сверит номера, просунув зеркальце на палочке под капот, и кинет мельком взгляд под лобовое стекло (на иномарках), где выбит номер кузова, с вас спросят 1500 рублей – единую таксу для всех машин (от Лексуса до Запорожца). Повторюсь – никакой сложности в ней нет, даже зрение никто не напрягает – но процедура обязательная, и довольно дорогостоящая. Причем на все возмутительные возгласы автолюбителей – дескать, какого рожна так дорого? – гаишники гордо парируют – это не наша епархия, мы к криминалистам никакого отношения не имеем, всю экспертизу проводят независимые эксперты, а у нас они сидят только ради удобства автовладельцев – все рядом, никуда ездить не надо. Посему и стоимость такая – ведь они типа снимают помещение, и сама проверка тоже какого-то труда стоит, да еще и бланк криминалист заполняет вручную – это ведь непростая работа – эпистолярий-то! А если вам дорого – езжайте в бесплатную государственную экспертизу – а таковая всего одна во всей Москве. Там очередь дня на три, точно не пройдете сегодня регистрацию ТС…
 
Вот и напрашивается вопрос: а с какой, собственно,  стати бесплатная государственная экспертиза всего одна??? Значит, ГАИ – это госдепартамент, а обязательное, узаконенное прохождение криминалистической экспертизы проводится независимыми – читай – платными, предпринимателями-криминалистами? Неувязочка, господа! Тогда зачем ГАИ париться – давайте и регистрацию ТС будут проводить частные организации – выдавать номера, проводить ТО и прочее… Почему государственный закон об обязательном прохождении КЭ при постановке/снятии ТС на/с учет(а)  на 99,9 % исполняют частные лавочки, а на оставшийся мизер – единственная государственная КЭ ? Как-то противоречит это самому духу государственности органов власти… Да и абсурден такой кадровый дефицит в ГАИ вообще – уж где-где, а в дорожной милиции работников всегда хватало, хватает и хватать будет – только свистни! Это вам не документы проверять на вокзалах…

Все просто! Те, кто имеет скромные доходы, поедет и встанет в очередь на бесплатную госэкспертизу. Помается там изрядно, понервничает, но все равно пройдет, сэкономив полторы тысячи кровных рублей. Те, кто посостоятельнее, в нее, если и сунутся, то быстро смекнут, что проще и быстрее заплатить и пройти на независимой экспертизе, ибо время-деньги… А уж совсем состоятельные автограждане и глазом не моргнув, оплатят сразу и на месте – только чтобы «мигом все», молниеносно и без промедления. Вот на вторую и третью категорию автограждан и делается заведомо беспроигрышный расчет – клиенты всегда будут и всегда будут платить. Прикиньте теперь, сколько за 5 рабочих дней (со вторника по субботу) в одном только МРЭО проходит регистрацию или снятие с нее автомобилей. В среднем не менее 100 в день (500 – в неделю). Помножьте это 1500 рублей и вы получите сумму недельной выручки независимых экспертов (750 000 рублей!!!). Вполне вольготно они себя чувствуют на территории МРЭО тоже отнюдь не случайно – у ГАИ есть, вероятно, свой интерес терпеть их присутствие (уже о вышеописанной якобы заботе, об удобстве автовладельцев  в этом вопросе не особо верится).

Вот и думайте, коллеги-автолюбители. Не пора ли вносить в законодательные органы, в ту же Госдуму, предложения о поправке в этот закон – по сути своей правильный (ибо машин с криминальным прошлым по-прежнему много), но во многом ущемляющий права граждан и, что особенно вульгарно, – платный!

Иначе как рэкет, одобренный государством, это не назовешь…


Оставить комментарий

Нет комментариев