Статьи15.06.2007

За российскими иномарками – будущее?

Оговоримся сразу – нижеприведенные размышления вовсе не направлены на травлю и игнор отечественного автопрома. Напротив! Задача состоит в том, чтобы проанализировать довольно странную ситуацию на рынке новых автомобилей и попытаться понять – что же выгодно нам – российским потребителям. И что – государству.

К примеру, тот же АвтоВАЗ периодически поднимает цены на свою продукцию. (Впрочем, и ГАЗ здесь отличился, и УАЗ). Однако стоимость автомобилей российского производства (даже еще до повышения), мягко говоря, не соответствует ни качеству, ни дизайну, ни чему прочему… Это не для кого не секрет. И, тем не менее, мера эта не останавливает автолюбителей среднего достатка (именно на него то и ориентирована маркетинговая политика отечественных автопроизводителей). Машины медленно, но верно раскупают – а покуда есть спрос, ведь дешевле отечественных Жигулей пока нет ничего, – будет и предложение, а стало быть, и повышение цен тоже. Однако ситуация меняется. И постепенно мощной альтернативой отечественным машинам становятся «бюджетные» иномарки, выпускаемые на новых сборочных производствах России. И чем больше становится последних, тем все ближе и ближе к потенциальному покупателю становится эта самая альтернатива в соотношении «цена-качество».

Уже не первый год на просторах России с успехом собираются представители зарубежного автопрома. Здесь вам и японцы, и немцы, и корейцы, и даже французы. Автомобильная Евразия в общем. Хорошо это или плохо? Давайте подумаем.

Начнем с «плохо». А что – плохо-то? Для кого? Для отечественного автопрома? Но простите великодушно, он дискредитировал себя еще задолго до появления иноземщины на российской земле. Годами штамповать морально (дизайнерски, технически, интеллектуально и прочая) бездарные со всех точек зрения, с позволения сказать, автомобили, к тому же и неконкурентные уже по цене (а они не отстают от инфляции) – это может себе позволить ну только очень щедрая страна (такая как наша). А что? – спрос есть, и дешевле никакую другую машину «с нуля» не купишь. Тем самым проявляется так называемая государственная забота о малообеспеченном классе граждан. Согласен. Правда, то, какие заботы потом ложатся на плечи оного класса граждан, ни государство, ни тем паче производители не думают вовсе: а отечественные авто можно сразу из салона гнать в сервис – и протягивать-подтягивать-подкручивать, а то и тут же заменять целые составляющие и агрегаты… И потом – неистребимый еще долго менталитет – главное чтобы «колеса» были свои – и главное – недорогие…

Выход? Он уже найден – и теми же иностранцами. Цены на малолитражки, не отягощенные особыми опциями, но при этом комфортабельные и приятными на вид и в вождении, приближаются по номиналу к российским «навороченным» маркам того же класса – Лада Калина равна по стоимости Дэу Нексии, ВАЗ-2110 – Рено Логану,  а вазовская «Классика» - Дэу Матизу и т.д.

Покупатель начинает думать и разбираться, что же все-таки выгодно – через день ездить в сервис или посещать оный раз в год при прохождении очередного ТО… К тому же и многочисленные автокредитные программы становятся все более доступными и разнообразными. Надо признать: наш отечественный автопром уже не поднимется, и не только потому, что государство не вносит в него больших инвестиций, и не привлекает талантливых инженеров-дизайнеров и прочих специалистов. Упущено время, упущены возможности. Нам бы годков хотя бы десять назад всколыхнуться, как тем же чехам с их Шкодой – и бренды бы свои сохранили, и посредством иностранного капитала создали весьма и весьма конкурентоспособные автомобили, пусть и в ближайшем родстве с немецкими старшими братьями – но ведь свою, национальную марку. Теперь Шкода – признанный не только в Европе мировой автогигант. Мы же, закусив удила и выпятив  горделиво грудь, решили оставить свое автопроизводство на том же уровне, что оно и было двадцать лет назад – и никаких инвестиций, инноваций, иностранцев! Вот вам и разница.

Возьмем довольно благополучную Францию. Из трех национальных автобрендов - два  успешные, третий - более-менее на уровне. Успешные - Пежо и Ситроен, которые давно находятся в частных руках и потому развиваются с космической скоростью. И третий – Рено, находящийся под государственным контролем. Сравнить можно? Можно, и сравнение будет не в пользу последнего… В чем причина? Прежде всего, в финансировании. Любой хозяин хочет видеть свой собственный продукт не просто идеальным и в красивом оформлении, а еще и продаваемым, популярным – и неустанно вкладывает средства в модернизацию, в производство, в дизайн. Он не скупится, зная, что коммерческий успех состоит исключительно в конкурентоспособности. Он (владелец) разрабатывает и предлагает на рынок свою альтернативу другим брендам. Он ищет новые пути привлечения клиента, и посему создает для того специальные программы и условия, дабы покупатель пришел к нему и только к нему. Азбучная истина. Потому и получает сполна. Но, даже получая прибыль, владелец бренда не дремлет, и тут же вкладывает заработанное снова в дело, в разработки, в продукт. Государство же… дело иное. Автомобилестроение – не самая доходная отрасль для национального бюджета. А посему и госфинансирование не столь щедро. В случае с Рено это еще терпимо, ибо машины все-таки соответствуют европейскому уровню – пусть и не самому высокому.

В России же это особенно очевидно. Поразительная вещь, но наша страна, выпустившая почти столетие назад первый автомобиль, признанный как лучший в мире (а именно Руссо-Балт), век спустя плетется в самом конце списка стран-автопроизводителей! Не будем кивать на советский строй – как раз при нем выпускались машины и в духе времени и весьма качественные. Волга-ГАЗ 21 или Победа М20 или ЗиМ101 – пусть и заимствованные во многом у Запада, но они соответствовали мировым стандартам по всем характеристикам. Что же мы имеем сейчас? Пепелище. Да, заводы в Тольятти, Ульяновске и в Нижнем Новгороде затоварены валовой автопродукцикей, и ее покупают, но что это за продукция?? Морально устаревшие «средства транспорта», которые не выдерживают критики ни по каким критериям! Почему так? И доколе? Вопрос…

Теперь, когда в российских городах появились сборочные производства конкурентных (хотя какие там конкуренты) иномарок, и жизнь показала всю несостоятельность наших притязаний даже на самое дальнее место в ряду автопроизводителей,  пришла пора  пересматривать собственные прайсы. И либо – снижать цены (и значительно снижать) – вот вам и конкурентоспособность – либо закрывать вообще производство устарелых продуктов.

Но это еще не все – у размышлений будет продолжение…


Оставить комментарий

Нет комментариев