Статьи15.06.2007

Стоит ли платить гаишнику, чтобы тот отстал?

Взятки… Мы даем, или они берут, а может даже вымогают? Тема вечная, что называется… ГАИ и автолюбители. Мы и они. Кто кого? Бесконечная война с переменным успехом то в одну, то в другую сторону. В связи с этим и извечный вопрос, который мы себе задаем каждый раз после очередного «откупа»: почему мы их кормим? Почему такое возможно только у нас?
В этом вечном противоборстве ни та, ни другая сторона ни секунды не дремлет и придумывает разные способы борьбы и влияния.

В этом вечном противоборстве ни та, ни другая сторона ни секунды не дремлет. Вслед за послаблениями автовладельцам, узаконенными Правительством, ГИБДД, закусив удила, лоббирует новые ужесточения, новые ограничения, новые штрафы. Ответной реакцией из «лагеря противника» становятся новые приспособления, вооружение юридической литературой, обновленным ПДД и т.д. Очень уж инспектора ГАИ не любят юридически грамотных водителей, подкованных знаниями и подкрепленных к ним официальным документам! Даже в Госдуме уже есть подобие профсоюза автолюбителей вроде партии Похмелкина – и пусть это неприкрытый популизм-пиар депутата ради привлечения голосов многомиллионной армии автовладельцев (читай-электората), тем не менее, хоть какая-то противоборствующая сила есть уже и в законодательном органе власти…

Начнем, так сказать, с первопричины. Кто он, сотрудник ГИБДД? Безусловно, человек. Чаще – уже семейный (значит, семью кормить надо), со своими потребностями-желаниями (и не всегда аскетичными), и даже (!) какими-то духовными ценностями. Но это – в частной жизни. При форме и жезле он – официальный представитель власти. В идеале – честный, принципиальный и неподкупный. Улыбочки, равно как гневные изречения, иные человеческие эмоции и мимика здесь не полагаются. Как обстоит на деле, всем известно. Итак, кто идет в инспектора ГАИ, и как ими становятся?

Вот в милицию – обычную – идут либо лимитчики (читай-гастарбайтеры), дабы получить прописку и даже (да-да, в наши капиталистические реалии) комнатку, а там глядишь – лет через 30…и квартирку где-нибудь в пригороде дадут. Тут все ясно. И еще идут в милицию (и до того специально учатся) на оперативные должности (копеечные, в общем) убежденные люди. Кому это интересно и кто действительно (таких меньше) готов ради идеи, убежденностей в силе закона и справедливости эти самые понятия претворять в правопорядок…

Теперь посмотрим, кто идет в ГАИ. Точнее, кого туда берут, и куда именно в ГАИ кого берут. Тут тоже своя внутренняя иерархология и табель о рангах. Ну, во-первых – те же лимитчики, конечно. Это так сказать, низший, рядовой состав, который не ставят на «хлебные» должности и посты – в основном они занимаются далекой от постовой службы работой – бумажной и т.д. Чтобы мало-мальски приобрести значимость, дорасти до сержанта и получить вожделенную полосатую палочку, надобно таковым рядовым гайцам не один годик попахать вдали от трассы, и всяческими путями, в том числе и наработанными личными связями-протекциями, добиться повышения в ранге… На постах же – стационарных ли, мобильных ли (те же патрульные машины ДПС) работают уже т.н. «заслуженные» инспекторы ГИБДД. А как же – ведь это именно доходные места! Впрочем, таковых по России нашей необъятной превеликое множество, ведь и дорог-путей сотни тысяч километров. А что еще нужно? – только вот эти самые пути-дороги, да униформа, да бляха, да жезл. А там – уже согласно ситуации ориентируйся и фантазию включай. Выручка гарантирована.

О «высшем дивизионе» говорить не будем – там и критерии службы другие, и строгость, и внутренняя дисциплина тоже. Правда, недавний скандал с развенчанными «оборотнями в погонах» и показал вроде бы активно ведущуюся борьбу с внутренней коррупцией в системе МВД. Однако думается, что таковых «оборотней» в десятки раз больше… Но ведь всех не выведешь на чистую воду, не так ли? Даже при большом желании и возможностях никто этого сделать не даст. Поэтому вернемся в «средний» состав ГИБДД-ГАИ, с которыми мы, автолюбители, и имеем неудовольствие общаться чаще всего.

Служащие оного «дорожного» подразделения прекрасно себя чувствуют и звезд не хватают (ни с неба, ни на погоны).  Зачем они нужны,  звезды эти? Важнее, как уже говорилось, место. Ведь с повышением звания работник занимает и кресло выше – а это уже отдаляет его от столь материально выгодных дорог… На официальной «кабинетной» должности и попасться легче, и ответственность выше. Не-ет, не все рвутся в кабинеты и в начальники – и в этом гаишникам надо отдать должное – не карьеру ищут в службе, а выгоду от службы. И ради последней готовы круглосуточно блюсти ПДД под открытым небом - и в жаркий зной, и в лютый мороз…

Напрашивается вопрос: раз блюстителей на дорогах наших – по одному через версту, стало быть, и безопасность дорожного движения выше всяких похвал, и прекрасно поставлена транспортная проходимость, и вообще по всем показателям мы впереди планеты всей? Ан нет. Количество - не значит качество. Порой азартная «охота» за автовладельцами доминирует в ущерб непосредственным служебным обязанностям «охотников». И основную свою функцию - следить за порядком на дороге - они напрочь забывают.

Итак, для чего они тогда нужны, инспекторы ДПС? Возьмем столицу. День. Час пик. На перекрестке одной из центральных улиц огрома-адная пробка. Причина проста - не работает светофор. Машины робко протискиваются меж друг дружкой, чтобы пересечь дорогу. Полный хаос и анархия. Уже две пары «поцеловались» и тем самым только усложнили ситуацию. Проходит час, ни одного гаишника так и не появилось – вдумайтесь – это Центр! Вероятно, понятие «регулировщик» в ГАИ относится к реликтовым атавизмам. И даже если будущих тщедушных новобранцев-инспекторов обучают этой непременной операции, то со временем, возмужав и значительно округлившись в размерах, бывший худосочный курсант напрочь забывает об этой свой служебной обязанности. Конечно – проще ловить нарушителей. И выгоднее тоже.

Другая, но не менее частая ситуация, набившие уже многим оскомину эвакуаторы. Снова центр, снова час пик. Запруженная улица от хаотично припаркованного автотранспорта – и без того тесная и забитая – и снова – анархичное саморегулирование движения. Где ваши эти самые эвакуаторы? Где регулировщики? Зато глубокой ночью на Садовом Кольце, совершенно пустынном, вдоль обеих сторон выстраиваются длинные шеренги эвакуаторов, с 2-3 машинами сопровождения ГИБДД. Они, не спеша и деловито, убирают с обочин редкие машины, оставленные владельцами до утра. Машины, никому и ничем не мешающие, не создающие аварийных ситуаций и даже припаркованные в разрешенных местах. Та же ситуация – на Тверской и Бульварном кольце – ближе к ночным клубам и ресторанам. Еще бы! Увидит владелец, выскочит, заплатит сразу же наличными и на месте, только чтобы не увозили автомобиль на спецстоянку. Выгодно, не так ли? Вот было расстройство у гаишников, когда одно время эвакуаторы отменили и признали незаконными! Но потом чья-то могущественная рука вновь подписала ввод в строй экспроприирующего оборудования – и как результат – еще одну статью дохода для сотрудников доблестной ГАИ.

Могут возразить – ведь иногда и нашего брата-автолюбителя есть за что наказывать.  Дескать, хватает и хамов за рулем, и грубых нарушителей, и прочая… Конечно!!! Никто не говорит, что за реальное нарушение ПДД (а их нарушают одновременно тысячи водителей в секунду) должны закрывать глаза и власти, и мы, законопослушные граждане. Но ведь надо наказывать-воспитывать официально, протокольно, юридически. А все обычно ограничивается незаметной передачей наличных инспектору до следующего нарушения. Да и нарушения разные бывают. Речь, конечно, не идет о грубых нарушениях ПДД вроде пересечения двойной сплошной, езды по встречке, и уж тем более – в нетрезвом виде. Это должно караться жестоко. Но когда буквально с потолка берутся мнимые нарушения, вроде грязного номера, просроченной аптечки или (и такое бывает!) слишком громкой музыки в салоне – тут уже налицо фантазия ради достижения конечной цели – откупа.

Конечно, по долгу службы вам предлагают составить протокол, получить по почте квитанцию, или через суд отстоять свои права. На составление протокола инспектор может затратить до 3-х часов (если вы его слишком рассердили непомерно усердным «качанием» своих прав), в суд ходить решать пустяковый спор ценой в стольник вам тоже не улыбается. Поэтому все решается полюбовно на месте, и только в самых редких случаях инспектор попадается действительно принципиальный и доводит до конца официальную процедуру задержания вас как нарушителя. Но таковых – раз-два и обчелся. Поголовное же большинство и гаишников, и нас, водителей, предпочитают быстрое «коммерческое» решение вопроса на месте.

Посему задумаемся: может в создавшейся ситуации «кормежки» гаишников вина исключительно наша? Ведь кто-то однажды предложил «неофициально», и пошло-поехало… А к «хорошему» привыкают, как известно… Кстати, весьма забавное наблюдение, как буднично-официально вас приветствует инспектор, останавливая на дороге, и какая метаморфоза происходит с ним, как неузнаваемо преображается, становится чуть ли не товарищем, другом и братом, когда отпускает… с пожеланием доброго пути и осторожности. Вот такое лицемерие.

Да, надо признать, что вина здесь во многом наша. Это мы распустили дорожную власть, это мы ее коррупционировали. Вольно или невольно, но вынужденно – именно мы. Правда, не без помощи родной законодательной базы. Будь ее механизм удобен и совершенен (как на Западе, где водителю достаточно одной минуты для получения от инспектора штрафного счета-квитанции лично или по почте), никто бы, наверняка, не стал отстегивать свои кровные сотруднику ГАИ для его личных нужд.

Итак, к какому выводу мы пришли? Кто виноват? Война продолжается…

Оставить комментарий

Нет комментариев