Статьи15.06.2007

Эти несносные ГАЗели!

Вспоминаю детство золотое… на дорогах полупустынно, «Жигули» - «копейки» и «трешки», «Москвичи» - 412, «Волги» - 21-е и 24-е, и - маршрутные такси с характерными «шашечками». О, это был особый класс общественного транспорта! Такса в 10-15 копеек – и ты едешь в мягком кресле, как человек… - либо в еще колесивших «ЕрАЗиках» или в уже появившихся  «РАФиках». Особенно популярным был маршрут на Птичий рынок с Таганки – тогда он находился на Калитниковской улице. Я любил ездить на РАФике, и особенно – спереди. Со взрослым это разрешалось – и опять-таки ремень безопасности был, да и вообще… В те далекие 70-е это было вполне безопасно – водители были ответственные, аккуратные, ездили виртуозно, мягко, понимая, что не дрова везут, не скот, а людей. Удобно и быстро. Правда, и такого сонма машин как теперь не было, и пробок соответственно. Но суть не в том – времена нынче другие, и «РАФИки» недружественной нынче Латвии сменились со временем на ГАЗели, а московские водители-профессионалы – на сомнительных водил-гастарбайтеров, готовых ради плана превратить этот, так называемый грузопассажирский автомобиль, невзирая на более чем скромные технические и иные характеристики, в симбиоз Феррари с Хаммером…

Вглядитесь внимательно в поток транспорта. Практически через одну машину вы узрите  ГАЗель. Либо «маршрутку», либо тентованный грузовичок. ГАЗель – примета нынешних московских дорог – да и не только московских. Ужас автоурбанизации.

Итак, ГАЗели и «газелисты». С недавних пор это столь же вопиющая притча во языцех на наших дорогах, равно как и те же пробки, и те же гаишники.

Рассмотрим сначала положительные моменты в этом классе городского транспорта. А их, собственно, немного: количество машин. Тех же «маршруток» теперь великое множество – дублируют они практически каждый маршрут автобуса, троллейбуса или трамвая – и дублируют, надо признать, успешно. Они более мобильны, быстрее, да и плата за проезд вполне конкурентна в сравнении с обычным транспортом (исключения составляют разве что маршруты из Москвы за МКАД). Народ пользуется ими охотнее, чем привычными «рогатыми» и «гармошками». Хотя и не испытывает комфорта, сидя в тесном салоне с задраенными намертво стеклами и продуваемым из всех щелей сквозняком. А какой экстрим наступает, когда переполненная ГАЗзель срывается с места – словами не передать. И даже не для пассажиров этот экстрим – для окружающих на дороге машин он гораздо больший! Вышеупомянутые водилы, дабы извлечь максимальную выгоду, претворяют в реальность сверхзадачу «время-деньги» и ухитряются за смену наездить в 2-3 раза больше рейсов, чем запланировано графиком. Еще бы! – ведь тогда и личная выручка возрастает в разы! А посему мы постоянно наблюдаем, как ГАЗель подобно заправскому спринтеру, нагло и резво вклинивается в скоростной крайний левый ряд, делает немыслимые маневры при развороте через сплошные линии, проскакивает на красный свет светофора, со скрежетом и визгом подруливает к тротуару, да так, что люди в ужасе шарахаются врассыпную. А в салоне маршрутки при всех этих немыслимых водительских пируэтах бедные пассажиры как неваляшки раскачиваются из стороны в сторону, бьются лбами и затылками, но зачастую молчат и терпят – время дороже нервов… А ведь там и старики, и дети, и беременные женщины бывают. Но водиле с купленной временной регистрацией и непонятным происхождением на это начхать. Равно как и на других автососедей. Их уже не пугает и присутствие дорогих иномарок – каждая маршрутка застрахована, да и с водилы ничего не взять – чаще он иностранец.

Помню, как-то ехал на роскошном Мерседесе (сразу оговорюсь: на чужом). Практически любая машина из уважения к нему уступала дорогу или держалась на почтительном расстоянии. Мерин был затонирован, да и всем своим волевым видом вызывал немое восхищение и уважение на дороге. И вот, вырулив на МКАД и встав в левый ряд, я разогнался до 120 км/ч. Те машины, что ехали спереди медленнее, почтительно перестраивались в средний ряд, уступая дорогу. И тут со среднего ряда непонятно откуда взявшаяся  маршрутная ГАЗель, нагло подрезав мой Мерин, встроилась передо мной. Всякого я нахальства видал, но чтобы такого… Подмигивание фарами, сигнал клаксоном никакого результат не дали – полная пассажиров (!) ГАЗель упрямо неслась в пяти метрах передо мной в скоростном ряду на120 км/ч. Решил обойти. Начал маневр и – что же – эта взбесившаяся маршрутка без указания поворота также стала резко брать вправо, буквально в тридцати сантиметрах от моего левого крыла. Но это уже хамство. Резко выжав гашетку, обхожу ее и замечаю, что за рулем сидит отнюдь не пацан какой, а уже в летах «ЛКН» (лицо кавказской национальности) с сигареткою в зубах, и, похоже, не испытывает и тени дискомфорта от своего хамства. Словом, решил малость проучить этого гада, но без опасности для его пассажиров. Выждав, когда ГАЗель остановится на обочине, чтобы высадить пассажиров, я притормозил рядом, правой стороной блокировав дверь водилы.  Вылезаю из мерина и в духе середины 90-х гг. в темных очках, не спеша подхожу к «газелисту». Он, видя это, спешно начинает поднимать стекло своей двери и блокирует кнопки. Обхожу ГАЗель с другой стороны – водила уже зовет на помощь пассажиров. Но те ошарашено молчат. Понимая, что кульминация инсценировки проходит, с напускным спокойствием делаю вид, что фотографирую на телефон номера  ГАЗели, потом якобы звоню куда-то, и столь же солидно-важно-не спеша сажусь в машину и уезжаю. В заднее стекло вижу, что ГАЗель все еще стоит на обочине… Нагнал страху на придурочного водителя и ладно – считай, в расчете. В следующий раз хорошенько подумает - а стоит ли делать такие сумасшедшие маневры с риском для окружающих – и что важнее – для тех, кого везешь.

Конечно, наказывать страхом таких вот оголтелых «газелистов» - это не способ. Карать надо и административно и уголовно, тем более, что ДТП с ГАЗелями, увы – нередки. И страдают, как правило, вовсе не водители этих машин, а пассажиры. Культура вождения, водительская ответственность на дороге сегодня – больная тема. И то, что эти неповоротливые ГАЗели совсем не приспособлены для пассажироперевозок – тоже давно известно. А потому и  отбор водителей на такие машины должен происходить тщательно, серьезно, с большими и строгими критериями – стажем, опытом работы. А берут, как говорится, с улицы и по объявлению.

Сейчас стали появляться более комфортные, вместительные и приспособленные для пассажиров Форды Транзиты. Вероятно, в водители последних критерий отбора возрос, ибо пока не замечено ни серьезных ДТП с их участием, ни водительского ухарства-хулиганства … По всей видимости, ГАЗелям просто не везет с водителями…Какой класс, такой и транспорт.


Оставить комментарий

Нет комментариев