Статьи15.06.2007

Заправка наудачу

Помните известную кинокомедию «Джентльмены удачи»? Когда герой «редиски» Василия Алибабаевича признался, что сел в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой? На деле таких проходимцев хватает и сегодня. Правда, разбавляли и – увы – разбавляют бензин уже не столь экстравагантным способом. Получается, что ослами становимся мы, автовладельцы.

Каких-то 15-17 лет назад, еще на заре возникновения в новой России рыночных отношений, всеобщей капитализации и коммерциализации, бензин реализовывался только на государственных АЗС. И не только потому, что частные еще не появились. Контроль за добычей и реализацией топлива, как важнейшего стратегического продукта, был под контролем у государства. И только у него. Степень качества бензина – тоже.

За редкие случаи разбавления топлива, заменой его суррогатными добавками и прочего вредительства государство карало строго. Еще бы! Огромная страна, со столь же огромными энергетическими ресурсами, могла себе позволить следить за ГОСТом, и пресловутый «Знак качества» котировался очень высоко. Возможно, не на  каждом углу была АЗС, но ведь и машин столько не было, чтобы спрос превышал предложение и создавал длинные очереди, подобные магазинным за «выброшенным» дефицитом.

После революции 1991-го, и в особенности после путча 1993-го, когда Россия начала свой тернистый путь в рынок, на свалку истории вместе с прочими достижениями советского строя отправились и монополия государства на сырьевые ресурсы, контроль за ними, да и сам «Знак качества».

АЗС стали расти как грибы – тут и там, порой в ста метрах друг от друга, высились неоновые вывески вновь созданных «топливных компаний», большинство из которых являлись вовсе не производителями, а лишь перекупщиками-реализаторами бензина, и потому не особо заботились о его качестве. Что не могло сказаться на автомобилях. И без того чувствительные и капризные карбюраторы отечественных машин (коих в те годы было большинство), отказывались работать сразу после заправки суррогатным топливом.

А владелец, прекрасно понимая, что виной тому – так называемый бензин, ничего не мог потребовать с представителя АЗС – юридических рычагов к тому не было… поди докажи, что бензин разбавлен именно на этой заправке… В Москве еще куда ни шло, но за пределами МКАДа просто опасно стало заправляться – риск остаться на обочине из-за отказавшего карбюратора или того хуже – инжектора – в те годы был велик. Если промывка карбюратора была недешева, то ремонт инжектора выливался автолюбителям в весьма круглую сумму… Многие дачники, выезжая на дачу, предварительно, как во времена топливного дефицита, запасались канистрами бензина в Москве на единичных фирменных АЗС – вроде «Бритиш Петролеум» или «ЛУКойла»…

Потом, когда постепенно на рынке стали появляться иномарки, и иномарки новые, от пришедших к нам официальных дилеров мировых автопроизводителей, соответственно возросли и требования не только к качеству топлива, но и к его чистоте. Нормы Евро-1 и Евро-2 стали неотъемлемым требованием, предъявляемым к владельцам АЗС. В связи с таким ужесточением многие «временщики» на топливном рынке растворились в пространстве добровольно, или были закрыты принудительно. А предприимчивые технари в содружестве с ГАИ ввели многочисленные посты проверки и регулировки СO и CH.

За последние два-три года вроде бы многое изменилось в лучшую сторону - и за качеством топлива действительно стали следить строже и взыскательнее. Периодически на каждую АЗС наведываются различные специальные комиссии, осуществляющие проверку качества топлива и лицензирование прав на его реализацию. Хотя и здесь, увы, до сих пор не обходится без «паршивых овец». Но вот как с этим животрепещущим вопросом обстоят дела в регионах, вдали от мегаполисов, – большой вопрос...

Итак, ВОПРОС таков:  сталкивались ли вы с проблемой некачественного топлива? Были ли прецеденты Вашего судебного разбирательства с недобросовестными АЗС?

Оставить комментарий

Нет комментариев