Статьи15.06.2007

Автовыставки России. Взгляд специалиста

В продолжение темы «Как правильно выставиться?», мы взяли интервью у Сергея Максимовича Левита, президента Международного выставочного агентства IFA.

Ваш взгляд на автомобильный экспорынок России?

На мой взгляд, экспорынок переживает сегодня второй этап своего развития. Первый этап начался еще во времена Перестройки и буквально два года назад мы плавно перешли ко второму этапу.

Чем характерны этапы? Первый – этап создания рынка. До этого момента экспорынка как такового не было. Но и во время первого этапа его фактически не было. Это можно было назвать ярмаркой, базаром, но, тем не менее, это был первый шаг на пути становления рынка. Мы этот этап прошли.

Вспомните: на протяжении 15 лет в России была одна-единственная автовыставка – «Автосалон» - и на ней было представлено все, начиная от коммерческого транспорта и заканчивая запчастями, которые рядовому потребителю автомобилей совсем не интересны. Так вот нынешний этап свидетельствует о том, что это время закончилось и автопроектов стало намного больше. Более того, они сегментировались по рынкам: потребительский рынок – автомобили от А-класса до спорткаров, коммерческий автотранспорт – грузовики, автобусы и т.п., автотехмеханические выставки – их в России три, одна из которых наша – AUTOTEC – техобслуживание, сервис и запчасти.

Кроме этого, мы начали тему, которая очень хорошо пошла у нас в России – это «4WD Salon». В силу национальных и географических особенностей проект развивается гораздо быстрее всех остальных.

Экспорынок очень отчетливо, как зеркало, отражает изменение ситуации на российском авторынке.

Какие требования предъявляются к современным выставкам и конференциям?

Знаете, четкого академического ответа на этот вопрос нет, но, тем не менее, попробую ответить. Существует три категории выставок: административные, имиджевые и коммерческие. В Европе административных мероприятий практически нет. Есть имиджевые и коммерческие, которые очень близки по содержанию, по способу  и по формату проведения. Поэтому можно даже объединить их в одну категорию. А у нас – три.

Требования к выставкам, на мой взгляд, очень простые, они точно соответствуют названию и категории, к которой относится данное мероприятие. Административные выставки должны решать административные задачи (укрепление промышленности региона, например, – всех перезнакомить, чтобы начали плотнее работать). У нас к этой категории можно отнести выставку «Кредит Экспо» и одноименную конференцию. Хотя эти мероприятия появились задолго до того, как государство обратило внимание на развитие кредитования; они в полной мере решают появившуюся позже государственную, а, следовательно, административную задачу.

Имиджевые мероприятия – помогают компаниям позиционировать себя на рынке. Это было, есть и будет всегда и не надо от имиджевой выставки требовать решения коммерческих задач. Как правило, она никому ничего не приносит и искать на подобной выставке какие-то контакты смысла нет. Там надо просто гулять и созерцать.

А коммерческие мероприятия – совершенно обратная вещь. Это мероприятия исключительно для профессионалов, и человеку, не связанному с выставочной темой, посещать их незачем – пустая трата времени. При этом компании, участвующие в такой выставке, получают конкретную выгоду.

Как видите, мнение о том, что задача выставки – «просто себя показать и других посмотреть» ошибочно. Для того чтобы не разочароваться, прежде чем идти на выставку, надо прочитать ее название, а точнее подстрочник «техническая выставка», «коммерческая выставка» или «международная» и тогда становится понятно, для кого она и зачем.

Какие  проблемы существуют в отрасли?

Устроители-непрофессионалы, которые не проводят границ между выставками, которые я вам обрисовал, и просто валят все в кучу: ярмарки, базары, имидж, коммерцию…, и называют это «выставкой», хотя до этого статуса мероприятие недотягивает ни по уровню сервиса, ни по уровню участия и посещения. В результате получается сумбур, компот, никаких задач мероприятие не решает, посмотреть нечего, договор заключить невозможно, продажи не растут, а результат только один – негативное отношение к выставкам вообще. Это беда нашего времени. Когда рынок развивается, а выставочный бизнес очень быстро развивается, всегда бывает «пена». Ничего с этим не сделаешь. Надо ждать пока она отстоится.

Как Вы оцениваете уровень проводимых в РФ автовыставок?

Как неплохой. Даже по сравнению аналогами западными и восточными уровень достаточно высок. И интерес иностранных компаний, в том числе и организаторов, к нашим продуктам высок. Все это, конечно, относительно уровня развития экономики страны, грамотности потребителя… С учетом всего этого уровень выставок достаточно хорош! Если мы возмем выставку яхт и катеров, которая проводится в Дюссельдорфе и имеет площадь 200 000 м2 и проводимую нами выставку «Салон яхт и катеров» площадью 10 000 м2, то сразу видно, насколько более развит рынок яхт в Европе. То же самое можно сказать и про кредитование. То есть отличие только в этом, но не в качестве.

Как используется собранная информация об участниках и посетителях?

Во-первых – это статистика. Мы внимательнейшим образом изучаем срез посетителей и в зависимости от того, каков он, корректируем состав и тематику мероприятия, чтобы люди по максимуму могли удовлетворить свои интересы. Во-вторых – это необходимая информация для эффективной рекламной компании. И третье – это бесплатные пригласительные билеты для целевой аудитории.

Какое из выставочных направлений, на Ваш взгляд, более перспективно?

Выставки – это живые организмы. Это не нечто застывшее раз и навсегда, достигшее какого-то потолка и поэтому неизменное. Они подвержены старению, так же как и люди, развиваются, обучаются.

Есть индустрии, которые хорошо развиты, и выставки по этим тематикам проводить легче, но вместе с тем проводить выставки на темы, которые уже устоялись – недальновидно и бессмысленно, потому что тогда они не решают задачу своего пионерства.

Сколько нужно времени, чтобы «раскрутить» выставку?

От 3 до 5 лет. Если больше 5 лет, то что-то не так и надо либо сворачиваться, либо меняться.

Ваша выставка-мечта?

Представьте себе художника, которого спрашивают «какую картину вы мечтаете нарисовать?» Так вот, я бы хотел нарисовать такую картину, чтобы она вобрала в себя все остальные картины. Теперь переведу на выставочную тематику. Лично я не мечтаю сделать одну какую-то выставку, потому что в этом бизнесе я уже 15 лет и уже попробовал все, что хотел. Мне интереснее заниматься консолидацией тех или иных проектов, разрабатывать условия благополучного развития выставочного рынка, чем я, собственно и занимаюсь. То есть я – счастливый человек!

Страшный сон выставочника?

После долгой годовой подготовки выставки, остаться буквально накануне без места проведения, без площадки. Как, помните, Манеж сгорел? И надо срочно куда-то переносить выставку. У меня был случай, когда в последний момент площадка оказалась занята, несмотря на договор и прочее. И, поверьте, ничего страшнее не бывает, когда надо переориентировать тысячи людей за короткий отрезок времени на новое место проведения.

Оставить комментарий

Нет комментариев