Статьи02.10.2007

ПДД России "перекроят" под Швецию?!

На дорогах Швеции ежегодно гибнет до 500 человек. И это при том, что живет в стране 8,7 млн. человек! В России только в этом году в результате ДТП погибло более 12 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом, смертность на наших дорогах выросла на 3%.

Об этой печальной статистике и других вопросах организации дорожно-транспортной безопасности говорили на прошедшем российско-шведском семинаре. Первые лица министерств, департаментов, посольств комментировали нынешнее положение и прогнозировали будущее.

«В 1997 году парламент Швеции принял курс на «нулевой показатель». Это мужественный и серьезный шаг в решении вопросов безопасности», - говорит министр транспорта Швеции Оса Торстенссон. «Мы стремимся к тому, чтобы  водители всегда пристегивались ремнями безопасности, чтобы шведская транспортная промышленность заботилась о безопасности своих выпускаемых автомобилей, чтобы качество дорог было на высоте», - продолжает он.  

Семинар наглядно продемонстрировал, насколько ситуация разнится в шведском королевстве и в Российской Федерации. Например, при дорожном строительстве европейские инженеры несут полную личную ответственность за качество эксплуатации своих проектов. А как у нас?! Неграмотно выполненные развязки, дороги со слабейшей пропускной способностью... По поводу ответственности говорить даже не стоит.

Шведская сторона отметила, что их дороги считаются одними из самых безопасных в мире. Этому предшествовала долгая и упорная работа. С 1967 года в стране началась целенаправленная деятельность, направленная на снижение смертности на дорогах. За 40 лет власти сумели сократить эту цифру на 30%. А теперь стремятся к «нулевому циклу»! Рост автотранспорта несколько тормозит этот процесс. Однако опыт прошлого убеждает - поставленную задачу решить можно.  

Чрезвычайный и полномочный посол шведского Королевства в России Юхан Муландер перечислил пошаговую деятельность его страны в сфере нормализации ситуации на дороге. Практически каждый год с 1967-го был ознаменован новшеством в сфере организации безопасности движения. Например, в 1971-ом ввели различные ограничения, необходимость ездить с ближним светом, пристегивание ремнями безопасности. А в1979-ом году – обязательные разделительные ограждения. Это снизило риск фронтальных столкновений.

Нынешняя проблема Швеции – это рост мотоциклистов и нетрезвых молодых людей, которые ездят, в основном, в вечернее время. Министр транспорта страны заострила внимание на старте кампании, направленной именно на эти категории водителей. В России также проводятся различные кампании и акции, призванные снизить количество ДТП. Но результат иной. Вся загвоздка – в менталитете. Шведские автомобилисты, и жители в целом, уважительнее относятся к решениям правительства в нормализации дорожно-транспортной безопасности.

Посол Швеции в России отметил: «ДТП – это не только очень дорого, это еще и трагедия. Только объединившись, мы сможем сократить их количество». Министр транспорта поддержала эту мысль. Она говорила о необходимости консолидации государственных и частных структур в решении такого глобального вопроса в масштабе страны. И опять в России все иначе. Здесь приоритетом является собственное процветание, а не безопасность. Примером тому растущие, как грибы, бизнес-центры. Причем, растут они, в том числе, и на запрещенных для строительства территориях. Отсюда не по уму построенные дороги, многокилометровые заторы, ДТП, и как следствие, трагедии.  

Заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев в своем выступлении акцентировал внимание на том, что наша страна перенимает опыт стран Евросоюза, в том числе и Швеции. Но для того, чтобы нам уйти от таких показателей, как 700 человек, ежедневно получающих в ДТП увечья, необходимо не только перенимать, но и меняться самим. Именно потому так важно следить за своими колесными дисками.  

Вчитайтесь! Вдумайтесь! До 70% пострадавших в ДТП в России погибают из-за неоперативности и неоснащенности машин «Скорой помощи». Эвакуация-стационар задерживается до одного-полутора часов более чем в 70% случаев, а перевозка больных осуществляется на неприспособленном транспорте в 53-56% случаев. Уровень износа автомобилей «Скорой помощи» в России уже сейчас составляет 65%. 25% ДТП происходит по вине пьяных водителей. Значительную роль в увеличении количества ДТП и пострадавших на дорогах России играет значительное увеличение автомобильного парка и плохое состояние дорог. 

В данном случае логично применение карательных мер, например, повышение штрафных санкций. Этого в России не занимать. Штрафы за нарушение ПДД уже выросли, следующая «серия» – в начале 2008 года. Но не помогает. Точнее, послушные водители все также не нарушают, а те, которые игнорировали правила раньше, не изменят свое поведение и при зашкаливающих суммах. 

В Швеции положение со штрафами таково. С 1 октября они увеличиваются в два раза. Согласно новым правилам, штраф за проезд на красный свет вырастет с 1,2 тысячи шведских крон (130 евро) до 3 тысяч крон (325 евро). Водителю или пассажиру, не пристегнутому ремнем безопасности, грозит штраф в 1,5 тысячи крон (163 евро), а если не пристегнутым оказался ребенок в возрасте до 15 лет, то ответственному за это автомобилисту придется выложить 2,5 тысячи крон (271 евро). За превышение скорости виновного ожидает штраф в 1,5 - 4 тысячи крон (163 - 433 евро) в том случае, если превышение составило не более 30 километров. Если превышение скорости более 30 километров, то сумма штрафа устанавливается судом.

Занятный момент. Даже после увеличения штрафов Швеции все же далеко до Финляндии, где за превышение скорости штраф устанавливается в процентном соотношении к зарплате, так что для нарушителей, имеющих высокий годовой доход, он может достигать десятков тысяч евро. Может, российскому ГИБДД взять это на вооружение?! Но! Доходы у нас все скрытые и есть понятие «серая зарплата».

Участники семинара наряду со штрафами обсудили ряд моментов, которые всегда актуальны. Например, освещение проблем безопасности дорожного движения в СМИ. Прозвучало мнение о большей красочности сюжетов и материалов - «кровь, трупы, разбитые и искореженные автомобили». Однако большинство пришло к единому выводу – дипломатичность и максимальная убедительность прежде всего. А также пропаганда безопасности на дороге и повышение культуры водителей.

Практика проведения семинаров показывает - принятые на них решения обычно воплощаются в жизнь. А столь высокий уровень российско-шведской встречи вселяет надежду, что опыт наших европейских коллег сможет дать свой положительный результат и у нас. Хотя шведам на это понадобилось 40 лет…

Елена Нерсесян-Брыткова

Оставить комментарий

Нет комментариев