Статьи13.11.2007

Когда лучше менять автомобиль

Прошли те благоговейные времена, когда автомобиль покупался один на всю жизнь. Прошли – и слава Богу! Сегодня никто не удивляется тому, что некоторые граждане меняют машину каждый год. Может чуть завидуют, но удивляться… И как следствие, появился новый влиятельный фактор при покупке машины – ее ликвидность: сколько машина теряет в цене с годами и насколько легко ее будет продать. Об этом и поговорим в данной статье, а продолжим в форуме (я специально поставил прямую ссылку на обсуждение).

Каждый хочет отъездить на машине какое-то время и продать ее с минимальными потерями. К вырученным деньгам добавить чуть и купить новое авто, но не у всех так получается. Или через некоторое время оказывается, что машина ужасно потеряла в цене, или продать ее трудно, а то почти невозможно (в виду эксклюзивности или наоборот чрезмерной распространенности, когда предложение превышает спрос). Наступает разочарование, и даже озлобленность на «покупателей». Следующий шаг – демпинг, снижение цены, «зимняя резина в придачу». Эти грабли знакомы многим.

Тенденция такая: чем дешевле стоит новый автомобиль, тем меньше и медленнее он теряет в цене и наоборот: чем дороже и престижнее машина, тем быстрее и больше. К этому прибавим еще особенности каждой марки (желаемость, спрос, имидж, признание или наоборот) и получим: «индивидуальный подход к потерям в цене каждой отдельной модели». Проще говоря, все машины дешевеют по-своему.

Слишком дорогие и слишком дешевые

Немного фактов. Наш родной и любимый ВАЗ, точнее его машины, теряют в цене неохотно – 10% за два года, 20% за три года и далее по 10-20 тысяч каждый год по принципу: «куда уж дешевле!?». А самое интересное, что наши машины после продажи взлетают в цене на 10% (из-за подготовки к эксплуатации – антикор, антиграв, подкрылки, защита картера, музыка и необходимая протяжка всех болтов, затем – устранение всех выявленных «детских болезней» на первых 5-10 тысячах км). Если для сравнения взять представительский и дорогущий Audi A8 стоимостью «с нуля» 3 млн. руб., то через два годика этот крейсер «сдуется» до 1 млн. рублей. До этой же отметки за три года падает и цена на A8 стоимостью «с нуля» 5 миллионов руб. Audi A6 за три года теряет половину своей стоимости. Вывод: дорогая машина – дорогое удовольствие вдвойне. Поэтому при покупке подобного авто (E и F классов) не думайте, что сможете что-то выгадать при его продаже. Их можно покупать трехлетними – после этого возраста они, как и машины ВАЗа, дешевеют неохотно. Другой вопрос – на какие шиши содержать (отсюда и сложность продажи). Итак, к очень дорогим и очень дешевым машинам возвращаться больше не будем – с ними все ясно. Перейдем к машинам среднего и компактного класса.

Средний класс «с нуля»

В этих классах не все так однозначно. Есть мегапопулярные модели, которые через три года эксплуатации можно будет легко, быстро и дорого продать: Ford Focus и Mondeo, Toyota Corolla и Camry, Mitsubishi Lancer, Chevrolet Lachetti, Honda Civic, Mazda 3 и 6. А есть буквально провальные модели, с которыми придется помучиться – наподобие канувшего в лету Москвича. Теперь о главном, на сколько в год дешевеют эти машины?

Например, популярная Мазда3 (берем 1,6-литровую на «автомате») с конвейера стоит 600 000 руб., сразу при выезде из салона она теряет почти 80 000, а через год – 100 000 рублей. Спустя еще год она подешевеет на 20 000 рублей, а через три года будет стоить порядка 450 000 руб. Четырехлетняя «Трешка» стоит в среднем 400 000 руб. К пяти годам цена на машину упадет до 300 000 рублей. Вывод – не выгодно продавать машину через год после покупки и через 4 года тоже. Самое время – в трехлетнем возрасте автомобиля.

К сожалению, очень сложно проследить удешевление Форда Фокуса, ибо там такой бардак в комплектациях, что не словом сказать, ни пером описать. При одинаковых моторах и коробках, цены на автомобили могут разнится на 100 000 тысяч («с нуля»), а потом – полная анархия.

Что касается Шевроле Лачетти, то с ним легче. 467 200 руб. за новый автомобиль с 1,6-литровым мотором и АКПП (седан). В год покупки машина резко подешевеет примерно до 415 000 руб., через год – до 370 000, спустя еще один год машину оценят в ту же сумму – то есть и через три года Лачетти будет стоить около 350 000 рублей. А через год ждите резкого скачка цены вниз до 300 000 рублей. Та же картина, как и в случае с Маздой3. Три года – и с рук долой, пока цена не упала на треть. И всюду в С и D классах одна и та же картина.

Просматривая и анализируя цены на машины, точнее, то, как они меняются с годами, я выявил тенденцию, что новый автомобиль нужно продавать через три года после покупки. Это давно ни для кого не секрет, я просто лишний раз подтвердил эту истину. Виной всему неравномерный износ автомобиля. Отсюда, кстати, пошел и «гарантийный срок» - производители давным-давно вычислили эту магическую цифру и предлагают гарантию сроком до 3 лет. Тем самым они подлили масла в огонь и новые машины после трех лет эксплуатации резко теряют в цене.

Если берем б/у машину…

Многие россияне предпочитают брать не новенькие авто, а б/у – трех- и четырехлетки. Цена на них небольшая и дешевеют они вроде как уже не так стремительно, но всему есть предел и эту машину тоже придется продать – вопрос только когда. Сейчас мы этот порог и нащупаем.

Сразу хочу оговориться, что, как выяснилось, обновление модели очень влияет на цену уже выпущенных машин. Вероятность изменения модели, если говорим о 3-летних автомобилях и старше, очень высока. Смена дизайна, обновление – и цена на дорестайлинговые, б/у машины падает в разы. Яркий тому пример – Тойота Авенсис. В возрасте трех лет эта машина (2.0 л, АКПП) стоит около 600 000 рублей, цена на четырехлетку колеблется в районе 570 000 руб… Но цены на Авенсисы в «старом кузове», чье производство закончилось в 2003 году резко падают. То есть, эти машины 2002 года выпуска стоят уже около 400 000 рублей! Потеря большая – 170 000! Если бы не это обновление, то подобного резкого перепада цены не было бы. И дело не только в том, что Авенсис 2003 года «круче» и «нафаршированнее» предыдущего образца. Просто предыдущий образец стоил бы наверняка подороже на вторичном рынке – престиж стал ниже, спрос тоже. Но об этом можно поспорить.

Другой пример удешевления – Крайслер Себринг (2.4, АКПП). Около 400 000 рублей стоит трехлетняя машина. Через год цена падает до 380 000. Еще год и Себринг теряет еще 30 000 рублей. В возрасте шести лет машины продают за 320 000 рублей. Все. До 2001 года эта машина не выпускалась. Но, думается, цена на нее в возрасте 7 лет опустится ниже отметки 300 000 руб. Почему? Вот еще один пример, но более старой модели – Пежо 406.

Трехлетний Пежо 406 (1.8, МКПП)оценивают в сумму около 360 000 рублей, 4-летний – 330 000, 5-летний – 315 000, 6-летний – 290 000, 7-летний – 280 000… И тут бац: восьмилетний Пыжик стоит уже 230 000, девятилетний оценивают примерно в ту же сумму. Десяти- и одиннадцатилетние 406-ые стоят около 180 000 и 155 000 рублей соответственно.

А вот пример удешевления очень популярной на нашем вторичном рынке машины – Хонды Цивик (1.4, МКПП). За трехлетку просят порядка 420 000 рублей (аппетиты, однако!) – больше чем за Себринг и за Пежо. К возрасту 4-х лет цена падает до 350 000 рублей и остается на этом уровне до пятилетнего возраста машины. К шести годам Цивик наш стоит уже 330 000 рублей, а к семи – 250 000… После этого порога цена на машину уже не делает таких скачков: 8 лет – 230 000, 9 лет – 210 000 рублей.

Теперь можно сделать вывод: покупая 3-, 4-летнюю машину, лучше от нее избавляться в возрасте шести лет, тогда денежные потери будут минимальны – меньше трети первоначальной цены.

В этом обзоре указаны усредненные цены на автомобили. Комплектации (мотор, коробка) – произвольные по частотности предложений. При подготовке материала использовалась информация из открытых источников (Рунет).

Александр Хлынов

Оставить комментарий

Нет комментариев