Статьи16.11.2007

Защитное вождение - способ "выжить" на дороге

Где учат на гонщиков и штурманов?! В Российском Университете Физической Культуры, Спорта и Туризма. Не верите?! Тогда спросите об этом у мастера спорта по автоспорту, Чемпиона России по авторалли, у одного из лучших штурманов страны Арсения Фролова.

Если оставить регалии в стороне, Арсений еще и инструктор по защитному вождению. Он как никто другой знает, что такое дорога и что она в себе таит. Потому как наездил немало тысяч километров. Наездил разными способами, экстремальными и не очень. Гонщиком и штурманом, преподавателем детского автоспорта и вождения для военных в одной из российских дивизий. Поэтому в вопросе, как лучше водить автомобиль, Арсений разбирается даже с закрытыми глазами.

Защитное вождение. От кого защищаться?!
А.Ф.
За рулем водитель обычно оценивает дорогу, поведение других участников движения, старается быть максимально готовым к внезапному изменению ситуации. Это в идеале. Но делает такое, к сожалению, не каждый водитель, особенно это относится к новичкам. Защитное вождение направлено на то, чтобы не допускать критической ситуации. И всегда быть максимально собранным. Речь идет о том, что надо предпринять, чтобы максимально снизить риск попадания в такую критическую ситуацию.

Термин «защитное вождение» в России новый, но в Европе и США существует уже давно. В некоторых странах Старого света курс по защитному вождению входит в обязательную программу начального обучения вождению. После прохождения основного курса и сдачи на права, у начинающего водителя есть еще 12 месяцев для того, чтобы пройти этот курс за отдельную плату. Иначе его лишат прав до новой пересдачи экзаменов. 

Подобное обучение уже существует в Люксембурге, Финляндии, Австрии и Швейцарии.
Применение программы защитного вождения, по результатам исследований в 90-х годах прошлого века, позволило снизить количество ДТП, в среднем, от 16 до 50%.

Мастер-класс от чемпиона России
А.Ф.
Зима для многих водителей такой сложный период, что они предпочитают просто оставлять машину в гараже до тех пор, пока не сойдет снег. Для тех, кто не относится к такой категории, советую постараться максимально изучить возможности своего автомобиля. Это относится к особенностям торможения и маневрирования на заснеженном или покрытом коркой льда асфальте. Не стоит экспериментировать на высоких скоростях, помните о своей безопасности. Достаточно почувствовать, как поведет себя автомобиль максимум на 30-40 км/ч чтобы понять, что быстрота развития ситуации на более высоких скоростях будет намного выше. Если у вас нет времени и подходящего места для подобных  тестирований, лучше положиться на свою интуицию и природный инстинкт самосохранения, тщательно продумывая каждое свое решение и никогда не действовать «на авось».

Возможно, повторю прописные истины, но помните всегда о дистанции. Аккуратность прежде всего! И еще я советую ездить на шипованной резине. Зимой высокий  процент столкновения не только на больших дорогах, но и во дворах. Люди царапают свои автомобили о заборы и другие машины. В таких случаях шипованная резина очень важна. И, конечно, не стоит забывать и о том, что дорожные службы не всегда успевают реагировать во время на погодные капризы, а используемые ими реагенты, часто не рассчитаны на очень низкие температуры и при их наступлении просто-напросто превращаются в лед. 

О том, как Опель Астра вывел в Чемпионы России
А.Ф.
Участвуя в разных ралли на протяжении ряда лет, стоит заметить, что самых серьезных своих успехов я добился в паре с пилотом Сергеем Нарышкиным (сын известного в прошлом гонщика Михаила Нарышкина, чемпион России по ралли, обладатель Кубка Мира по ралли-рейдам).
В 2003 году мы Сергеем стали чемпионами России в своей группе Р11. Я тогда выступал в роли штурмана. К тому времени наш Опель 1992 г.в. с двухлитровым двигателем мощностью порядка 200 л.с. был максимально подготовлен, а точнее сказать, реанимирован после своих прошлых боевых подвигов.

Тот сезон начался с ралли «Панасоник-Селигер», который впервые вошел в Чемпионат России. Потом были еще два этапа в Карелии. На одном из них – ралли «Снежная Ладога» мы приехали вторыми, на другом – ралли «Карелия» - первыми. По итогам всех трех этапов мы досрочно стали победителями Чемпионата.

К слову говоря, карельские ралли всегда складывались удачно для нашего дуэта, так свое первое призовое место (третьи в группе А8, на ВАЗ 2108), мы  завоевали там же, на ралли «Белые ночи» в  2001 году.

Бывших спортсменов не бывает
А.Ф.
Сложно было бросать спорт и уходить на пике. Ведь есть такие моменты, которые хочется переживать снова и снова. Это такое ощущение, которое сложно передать. Например, момент получения Кубка за призовое место. И здесь речь не о материальной награде, а о том, что чувствуешь…

Я стремлюсь к продолжению карьеры. Хотелось бы поездить не только штурманом, но и водителем. Есть такое заблуждение, что штурман сидит справа и просто смотрит в карту, или служит, например, для лучшей развесовки автомобиля. Штурман - это полноценный член экипажа, без него бы не было команды и этого вида спорта. В международной классификации, например, нет такого понятия, как штурман, есть первый пилот и второй пилот. Кроме всего прочего, участвовать в гонках и так и не научиться ездить, вы думаете такое возможно?!…

Где учат на гонщиков
А.Ф.
Свои знания я получал на кафедре профессора Цыганкова в Российском Университете Физической Культуры, Спорта и Туризма. Чтобы туда поступить, нужно иметь не ниже первого разряда по профильному виду спорта  - авто или мото. Так как ВУЗ спортивной направленности, то и вступительные экзамены аналогичные. Нужно сдать их не только по общим дисциплинам, но и показать, что умеет абитуриент в своей спортивной специализации. Это езда на мотоцикле или автомобиле, бег, прыжки, подтягивания, отжимание, плавание и т.п. Когда все этапы пройдены, абитуриент, если он набрал проходное количество баллов, возможно, станет студентом.

Пожелание автомобилистам
А.Ф. Оно короткое, но злободневное. Чтобы мы всегда реально представляли и сопоставляли наши желания и наши возможности. От этого зависит и езда и жизнь.

Елена Нерсесян-Брыткова

Оставить комментарий

Нет комментариев