Статьи11.12.2007

Пора забастовок

В стране начались забастовки… К счастью, не повсеместные, не повальные, и ни на каждом втором предприятии/заводе/фабрике… А пока только – на заводе Форд во Всеволожске…

Забастовка проходит уже не один день, и, похоже, продлится еще неопределенное время. Ибо договориться бастующим рабочим с руководством никак не удается. Словом, начало попахивать кризисным концом 90-х, когда такие явления были чуть ли не обычной приметой общественной жизни государства.

Причина забастовок предельно ясна: на Форде требуют повышения заработной платы.
В принципе верно, инфляция на месте не стоит, жизнь дорожает с каждым днем, а жалование не только не растет, но и даже не индексируется – так что все по-человечески понятно. Как известно, совсем недавно Форд поднял цены на свои автомобили (на тот же Фокус), и рабочие явно недоумевают, почему это никак не отразилось в их кошельках.

Непонятно другое - молчание руководства обоих заводов. Форд терпит колоссальные убытки, простаивая уже не первую неделю, и, тем самым, отдаляя во времени момент встречи покупателя со своей машиной. Ведь на тот же Фокус по всей стране - огромные очереди длиною в несколько месяцев, но популярный автомобиль теперь становится и вовсе далекой мечтой для огромной армии жаждущих приобрести его. Очередники и в «незабастовочные» времена ждали автомобиль от 5 до 10-ти месяцев, а нынче вряд ли кто возьмется прогнозировать, насколько увеличится этот срок…

Рабочие-сборщики прекрасно осведомлены и об этом дефиците и спросе, и, вероятно, используют данные знания как очень крепкий козырь в своей борьбе за справедливость. А менеджмент Форда, взяв паузу, не идет на компромисс, заявив, что начнет вести какие-либо переговоры лишь после того, как рабочие прекратят забастовку и вернутся к стапелям. Однако профсоюз Форда гнет свою линию – и 1500 бастующих рабочих уже не пускают 500 небастующих рабочих к своим местам у конвейера… словом, «консенсуса» по-прежнему нет…

Казалось бы – проще пареной репы – взять, да и поувольнять всех смутьянов, тем самым разом прекратив саму смуту. Набрать новых рабочих, быстренько параллельно обучить их – и будут довольны все. Ведь в регионах, как известно, проблема с трудоустройством стоит остро – и вот тебе, пожалуйста – сразу полторы тысячи вновь освобожденных рабочих мест! Ан нет… проблема стоит остро и с высококвалифицированными кадрами, коих тоже ощущается большой дефицит. И не только в Ленинградской области, но и по всей стране. А обучать-натаскивать новичков, даже уже имевших специальность автослесаря – нужно немало времени. Это вам не шараш-монтаж с «дядей Васей» – мастером на все руки. Это серьезное производство, оснащенное самым передовым оборудованием. И ждать оно, производство, не может – так не далеко и до разорения. Вот и стоит Форд – ни туда и ни сюда. И на уступки не идет, и работать не может…

А стачкому это только на руку – ведь одумается руководство, пойдет на попятный, себе дороже ведь простой выходит…

Если посмотреть со стороны – то доводы бастующих в чем-то оправданны – цены в России падать не привыкли: коммуналка, энергоносители, продукты, ТПН и прочее только дорожает, а жалование остается прежним. Однако средняя зарплата рабочего на конвейере Форда во Всеволожске – 25 000 рублей (от 17-ти до 41-й тсячи), и если сравнивать со средней зарплатой по стране (12 000 р. - такая цифра ($500) звучит в «Докладе об экономике России» Всемирного банка, хотя не секрет, что есть регионы, где люди работают в среднем за 4-6 тысяч рублей в месяц) и на других производствах, то уже разница более чем ощутима. И, тем не менее, фордовский профсоюз надеется, что такой стачкой ему удастся еще «прогнуть» управленческую верхушку под свои интересы. Ну а уж недюжинного терпения у рабочего люда не занимать...

Пока страдают, прежде всего, потребители, т.е. покупатели. И какое им дело до того, что кто-то с кем-то не может никак договориться… Покупателю нужен товар, и побыстрее. Тем более что дилеры Форда при записи в очередь берут с покупателя небольшую, но предоплату в залог гарантии покупки… Думайте, господа, побыстрее…

Другой автозавод, Автофрамос группы Renault, выпускающий также один из самых бюджетных и популярных автомобилей – Рено Логан, тоже без пяти минут близок к остановке стапелей.

Недовольство там зреет уже давно, однако, местный профсоюз не на столко «зубаст» как на Форде. Бастовать готовы пока только немногие члены профсоюза, а к мнению меньшинства, как известно, не прислушиваются. Может именно поэтому за «стачечным опытом» во Всеволожск и собирается выехать делегация от Автофрамоса. (Кстати сказать, французский профсоюз компании Рено всячески поддерживает своих российских коллег. Правда – пока только на словах и советами.) У московских автомобилестроителей требования простые: немного поднять зарплату (средняя на заводе – 12 000 рублей плюс премия – порядка 6 000 р. за «ночные», а претензия следующая – включить премию в зарплату, чтобы она отображалась в пенсионных фондах и при больничных). Профсоюз также требует оплату проезда до места работы (многие приезжают из дальнего Подмосковья, и это сегодня накладно), плюс – выплату за выслугу лет. Словом, не просто повысить жалование, а скорее, улучшить социальный пакет.

В отличие от  фордовцев, доводы столичных автозаводчиков более обоснованные, и понять их проще. Москва – не просто самый дорогой российский город, а едва ли не самая дорогая столица в мире, а вот уровень жизни обычного человека очень низкий.

Как будут развиваться эти депрессивные отношения заводчиков со своим персоналом, покажет время. В нашей стране построено уже немало автопредприятий, выпускающих иномарки, и число этих предприятий будет расти и дальше. И, ежели, отечественным рабочим удастся отстоять свои права, и перестать быть дешевой рабсилой (по сравнению с коллегами за рубежом), то, возможно, и к России в мире в целом прибавится еще больше уважения.

В общем, поживем - увидим…

Оставить комментарий

Нет комментариев