Статьи29.04.2008

Защитное вождение №2: не думай о секундах свысока!

Продолжаем серию материалов на тему защитного вождения. Сегодняшняя тема - вождение в динамике. Самое главное здесь - это процесс наблюдения за дорогой. Зачастую нам кажется, что мы все сделали правильно, везде посмотрели, все учли. Но вдруг,  «внезапно возникший» рядом автомобиль резко перестраивается в наш ряд и бьет в педаль тормоза… Да, он не прав, но что мы сделали для того, чтобы вовремя его заметить и предупредить своими действиями возникновение подобной ситуации.  В общем-то ничего! И таких примеров можно привести очень много.

99% аварий совершаются по глупости

По существующей статистике только 1-3% всех аварий непредотвратимы, т.е. это то, что обычно принято называть форс-мажорными обстоятельствами. Остальные 97-99% так или иначе можно было бы предотвратить. Как правило, в таких авариях,  виноваты обе стороны – один не подумал, другой не посмотрел. Поэтому давайте разберем на наиболее популярных примерах,  что можно сделать, что бы нам по возможности снизить риск возникновения и развития таких ситуаций.

Начнем с непременного условия, которое необходимо для того, чтобы нам было  удобно наблюдать за всем происходящем на дороге  – это поддержание оптимальной дистанции в движении и при остановке.

И здесь, первым делом, я хотел бы обратить ваше внимание, на один из самых распространенных видов аварий – удар сзади. Я сознательно не уточняю в данном случае кто и в кого въехал, вы или в вас, так как пути возникновения данного вида аварий очень схожи другу с другом. Конечно, бытует мнение, что в условиях городского движения выдерживать большие дистанции невозможно – много автомобилей втиснется в этот промежуток. Но, я бы хотел заметить, что соблюдать дистанцию можно и нужно в любых условиях. Так, например, мне становится грустно и смешно, когда водитель, сильно рискуя, держит свой автомобиль «на бампере» у другого, считая, что тем самым он сократит время своего прибытия в точку назначения. При этом категорически отказывается пускать остальных водителей, которые хотят перестроиться в его ряд. Но, во-первых, перестроения – это нормальное явление. А во-вторых, замечено на практике, что если человек решил перестроиться в ваш ряд то, скорее всего, он либо хочет ехать быстрее, либо совершить поворот в соответствующую сторону.

Как успеть за три секунды не попасть в неприятности

Однако, давайте разберем, как же подобрать правильную дистанцию в движении при остановке, с точки зрения защитного вождения. И здесь опять кроется небольшой переворот для нашего сознания. Оказывается, что дистанцию в движении легче определять в секундах, а не в метрах. Ведь именно время, а не метры, тратит человек на принятие решения и реагирование, и абсолютно также будет проявляться и реакция автомобиля в ответ на ваши действия.  Оптимальной для легковых автомобилей считается дистанция в 3 секунды. Определяется она так: засеките на дороге неподвижный объект и как только передний автомобиль проедет его своим задним бампером начинайте считать. Но делать это лучше всего трехзначными цифрами, например 221, 222, 223 и т.д. Остановите свой счет, когда своим передним бампером пересечете границу вашего ориентира. Получившаяся цифра и есть ваша дистанция.

Конечно, 3 секунды не являются панацеей от всех болезней и при езде в сложных условиях движения (дождь, туман, гололед и т.д.), стоит эту дистанцию увеличить. Что касается дистанции при остановке, то здесь все еще проще – надо просто видеть стоящие на земле колеса переднего автомобиля.

У водителя глаза должны быть и на спине

Теперь научимся наблюдать за всем тем, что творится вокруг нас. Первое – это зеркала, в них рекомендуется смотреть не реже чем каждые 5-8 секунд, независимо от условий езды.  А перед перестроениями взгляните в них поворотом головы, это позволит вам заметить то, что твориться  в «мертвой» зоне. Обязательно смотрите во все зеркала даже на прямой - это позволит значительно снизить риск попадания в описанную в начале статьи ситуацию. И перед каждым торможением смотрите в салонное зеркало, чтобы вовремя оценить то, насколько близко прижался к вам задний автомобиль и внести необходимые коррективы в начатый вами процесс.

Периодически просматривайте дорогу так далеко, как вам позволяет видимость или хватает зрения. Это позволит раньше распознавать затруднения в движении, замечать перед собой возможные препятствия, перекрестки, примыкания и принимать правильные и своевременные решения. Старайтесь соблюдать дистанции не только спереди, но и по бокам и сзади. И если по сторонам и сзади водители едут очень близко к вашему автомобилю, то наша дистанции спереди должна увеличиваться.

Вдруг откуда ни возьмись...
 
Но вот вы съехали с широкой магистрали и въехали на узкую улочку, с плотно припаркованными по обеим сторонам автомобилями, вы едете разрешенные вам 60 километров в час,  и вдруг у ближайшей к вам машины открывается дверь… Да, вроде опять не вы виноваты, но, все же, осадочек остается. И вновь нам приходит на помощь «Защитное вождение», в котором на данный случай существует принцип «узко – медленно». Ведь вместо открывшейся двери может вышагнуть из-за высокого автомобиля человек или выбежать ребенок и на большой скорости, мы уже ничего не успеем сделать.

Перед нами "слепой" поворот

Пробираясь дальше по узким и извилистым улицам центра Москвы, видим перед собой крутой поворот с практически нулевой обзорностью. Но мы же каждый день едем по этой дороге и поэтому уже знаем ее наизусть. И  слегка притормозив, мы въезжаем в этот поворот, в котором, о горе, на выходе столкнулись два…, хотя нет, уже три автомобиля. И вот уже вы виноваты, а ведь в данных случаях просто надо вспомнить очередной принцип, который гласит: «не вижу – не еду или, как минимум, опасаюсь».

И мотоциклист "на закуску"

И все же пережив все тяготы и лишения жизни, вы в довершение всего решили выехать с семьей на дачу. Вот уже вы едете по дачным дорожкам в предвкушении вкусного шашлыка и холодного пива, как вдруг, с одной из примыкающих улочек вам наперерез выскакивает мотоциклист… Думаю все дорисовали себе дальнейшую картину. И теперь в свете  описанных мною правил и принципов, попробуйте сами найти решение этой ситуации.

Итак, учитесь наблюдать и жизнь у вас станет безопаснее. До скорых встреч и удачи на дорогах!

Арсений Фролов, преподаватель защитного вождения

Оставить комментарий

Нет комментариев