Статьи31.07.2008

Утиль

Если вы заводите собаку, друга или машину, то непременно должны смириться с мыслью, что когда-нибудь любимый пёс, лучший друг и железный конь постареют. Вот только друга вы знаете с пелёнок, собаку берёте полуслепым щенком, а что, если ваш приятель на колёсах куплен уже подержанным. Конечно, вы ухаживаете за ним, всячески стараетесь продлить ему жизнь, регулярно меняете детали и заливаете все необходимые технические жидкости, вроде масла, тосола, охлаждающих жидкостей, и, естественно, бензина. Это продляет ему жизнь, но не делает её вечной. А значит, рано или поздно автомобиль, служивший вам верой и правдой много лет, прикажет долго жить.
А вот что делать дальше: вопрос спорный и для каждого в некоторой степени сложный. Кто-то отвозит отслужившего «коня» на дачу и превращает в музейный экспонат для потомков. Кто-то продаёт его до «дня Икс», и автомобиль, внешне выглядящий почти как новый, разваливается уже на глазах у нового владельца. Но что делать тем, кто ни одним из этих способов не воспользовался вовремя, и верный друг сгнил у него буквально «на руках»?
Забыть. Сделать вид, что автомобиля у вас никогда не было, и вы тут вообще ни при чём.
Но ведь существует великое множество контор по утилизации старых, гнилых и битых машин! Почему бы не воспользоваться их услугами? Тем более что стоимость утилизации не так уж и высока – в зависимости от региона с вас могут взять от 500 до 1000 рублей. Так в чём же дело?
Видимо, ответ прост так же, как и вопрос: разве хозяин, который в состоянии заплатить за утилизацию, доведёт машину до полной обездвиженности? Нет. Каков тогда вывод: автовладелец, который не в состоянии поддерживать старый автомобиль в надлежащем порядке, не способен заплатить и за утилизацию его. И в основном, к сожалению, это касается именно пенсионеров, таких же старых, как их верные «кони». Они ездят на машине до тех пор, пока та вообще может передвигаться, а оптом просто оставляют её догнивать где-нибудь, потому что другого выхода они не видят.
Правда, есть ещё одна категория «забывающих»: те, кому разваливающийся автомобиль просто ни к чему. Они успели купить новый или осознали всю прелесть экологически чистого транспорта вроде велосипедов, и, дабы не возиться лишний раз с ненужным хламом, просто «забывают» его – хорошо, если не в своём собственном дворе.
Множество старых дворов, тесных улиц и заброшенных автостоянок наводнены такими вот брошенными автомобилями.
На Западе подобные проблемы решены уже давно, причём не из-за того, что эвакуаторы встречаются там на каждом шагу, а из-за того, что сам процесс утилизации поставлен на конвейер, и занимает минимум времени и средств. Ведь автомобиль – сложный механизм, состоящий из множества деталей и узлов самого разного происхождения, и чтобы его переработать, материал нужно разделить. Тем более что последние модели автомобилей уже рассчитаны на переработку и повторное использование. В Германии уже 11 лет существует завод Mercedes, занимающийся исключительно переработкой утилизованных автомобилей. Ведь далеко не всё идёт под пресс и на переплавку – некоторые детали вполне пригодны для использования, и продаются в специализированных магазинах, конечно, только после специальной проверки. Но это – на Западе. А у нас пока автовладелец платит эвакуатору, чтобы его машину увезли, а не наоборот, как в Европе. И кстати, эвакуаторы очень быстро возвращают себе все потраченные на покупку утилизованного автомобиля деньги: часть возвращается сразу от продажи запчастей, остальное – чуть позже.
Именно поэтому на Западе утилизация старых автомобилей поставлена на поток и стала хорошо налаженным доходным бизнесом. У нас же эвакуированный автомобиль сразу привозят на завод под пресс – без предварительной обработки и отделения деталей – поэтому получившееся вторсырьё обычно бывает очень низкого качества.
Решение этой проблемы кажется пугающе простым: почему бы точно так же не наладить утилизацию, закупив специальное оборудование, и сделать это полезным для окружающих и выгодным для себя? Но проще заработать на простой эвакуации, нежели дальнейшей переработке, поэтому вопрос всё так же остаётся открытым.
Нужно только дождаться, когда мэр Москвы в очередной раз заметит ухудшение окружающей обстановки, и попытается принять меры: ведь при утилизации все жидкости, находящиеся в автомобиле, сливаются прямо на землю. Наверняка не стоит напоминать, что такое охлаждающие и масляные жидкости для окружающей среды. Собственно, то же касается аккумуляторных батарей, масляных и воздушных фильтров, которые при топорной утилизации просто выбрасывают на городские свалки. Так что ждать решающих действий осталось недолго.
Вот только заставит ли очередной указ или положение все эти заброшенные автомобили исчезнуть с улиц Москвы?

Оставить комментарий

Нет комментариев