Статьи02.12.2009

Ford готов к ралли-2006

Переход от предыдущего раллийного автомобиля к новой модели, которую пришлось разрабатывать с учетом радикальных изменений в правилах для 2006 года, изначально осуществлялся почти с чистого листа.  Предыдущая модель была очень успешной, но команда работала в соответствии с инструкциями, требовавшими улучшений в ключевых областях, таких как двигатель, трансмиссия и подвеска.  Важнейшим приоритетом было уменьшение веса, что оказалось очень сложной задачей, поскольку использованная базовая модель тяжелее базовой модели предыдущего Focus RS WRC, а новые правила запрещают широкое использование титана.

После успешных первоначальных испытаний в Великобритании команда приступила ко второму этапу программы тестирования и улучшения - два автомобиля были отправлены в прошлом месяце на ралли "Австралия" для их первой оценки в условиях реальных состязаний.  Этот этап увенчался победами на двух скоростных участках и общим шестым местом.

Разработка Ford Focus RS WRC 06 была сопряжена с рядом вызовов и возможностей для M-Sport и Ford TeamRS, связанных не только с новой моделью, но и с серией изменений в технических правилах ралли, призванных уменьшить затраты.  Конструкторскому коллективу пришлось пристально следить за этими изменениями в течение всего одиннадцатимесячного периода разработки. 

Модель Focus ST, на базе которой разработан автомобиль World Rally Car, оснащена пятицилиндровым 2,5-литровым двигателем, однако раллийные правила не разрешают использовать двигатель такого объема.  Правила разрешают использовать другой двигатель из модельной программы Ford Focus, поэтому M-Sport выбрала 2,0-литровый двигатель Duratec и добавила к нему турбину и обязательный 34-миллиметровый ограничитель воздушного потока.  Первоначальная доработка нового двигателя осуществлялась специализированной французской компанией Pipo Moteur.  M-Sport также использовала собственный многорежимный динамометрический стенд и данные Ford TeamRS для оптимизации технических характеристик.  Одно из преимуществ нового двигателя по сравнению с его предшественником заключается в использовании блока цилиндров, полностью изготовленного из легкого сплава.  Это обеспечило снижение массы и перемещение центров масс двигателя и всего автомобиля вниз.  «Мы тесно сотрудничали с Pipo при разработке конструкции, - сказал Кристиан Лорио, инженер-разработчик автомобиля, - но после появления первой версии двигателя мы сразу установили его на наш собственный динамометрический стенд и провели испытания.  После этих испытаний и дополнительных обсуждений мы изменили конструкцию коленчатого вала».

Подвеска нового Focus RS WRC 06 разработана на основе подвески автомобиля со спецификациями 2004 года, однако изменения в правилах заставили инженеров M-Sport модифицировать и ее.

Для уменьшения стоимости участия в чемпионате мира по ралли сейчас строго ограничено использование дорогих материалов, таких как титан, поэтому инженерам Ford пришлось найти достаточно прочный и легкий заменитель.  В подвеске по-прежнему используются амортизаторы Reiger.  Представители этой голландской компании сотрудничали с Лорио и его сотрудниками на этапе проектирования и присутствовали в начале испытаний, чтобы помочь в выборе исходных настроек.  «Правила WRC строго ограничивают мощность двигателя, что повышает важность таких компонентов, как подвеска, - сказал Лорио.  - Мы старались добиться баланса между управляемостью и тягой».  Перед финализацией конструкции элементы подвески испытывались на Focus RS WRC со спецификациями 2004 года в тяжелых условиях.

Компания Ricardo, консультант M-Sport по трансмиссиям, сыграла ключевую роль в разработке нового автомобиля, поскольку новые правила запрещают использовать передний и задний дифференциалы, управляемые компьютером.  Технология такого уровня применена только в центральном дифференциале, а впереди и сзади использованы обычные механические устройства.  Тот факт, что большая часть системы теперь не контролируется компьютером, повышает важность выбора надежных начальных настроек.  «Некоторые ограничения на материалы повлияли и на этот аспект проектирования, - сказал Лорио.  - Например, теперь используется карданный вал из стали.  Это значит, что он должен быть немного толще, поэтому тоннель для трансмиссии также пришлось немного расширить».

Новый Ford Focus RS WRC 06 разработан на базе дорожного автомобиля Focus ST.  Он больше своего предшественника, что заставило инженеров изрядно поломать голову над тем, как свести к минимуму общее увеличение массы.  К тому же ширина нового автомобиля равна 1800 мм - максимальной величине, предусмотренной правилами для World Rally Car.

«Мы тесно сотрудничали с Ford TeamRS при разработке кузова, - сказал Лорио.  - Мы использовали компьютерную модель ADAMS при создании нашей исходной конструкции, что позволило нам экспериментировать с компоновкой автомобиля и видеть, как изменение одного компонента может влиять на другие части.  Мы также напряженно работали над улучшением аэродинамических характеристик, потому что новый автомобиль имеет увеличенную фронтальную площадь.  Мы старались скомпенсировать это в максимальной степени и уменьшить лобовое сопротивление.  С другой стороны, более крутой наклон заднего люка нового автомобиля «подыграл» нам, повысив эффективность заднего антикрыла».

Коробка переключения передач Ford Focus RS WRC 06 существенно отличается от использованной в предыдущей модели не только по спецификациям, но и по компоновке.  Оригинальный Focus WRC (появившийся в 1999 году) имел продольно установленную КПП и поперечно установленный двигатель, что само по себе было техническим новшеством.  Однако в новом автомобиле Лорио решил использовать поперечно устанавливаемые КПП и двигатель.  «Я думаю, что такая компоновка имеет преимущества, к тому же должны уменьшиться потери на трение», - сказал он.  Новая разработанная компанией Ricardo коробка переключения передач будет иметь пять передач, а не шесть, как у предыдущей модели.  «Уменьшение числа передач позволило нам немного снизить массу, а также размеры коробки, - сказал Лорио.  - Мы считаем, что при использовании в турбине предусмотренного правилами 34-мм ограничителя воздушного потока, а также ввиду высоких значений мощности и крутящего момента на низких оборотах пятиступенчатая КПП окажется такой же эффективной, как и шестиступенчатая.  При наличии шести передач вы теряете чуть больше времени из-за более частых переключений».

Лорио известен своим новаторским подходом к конструированию, обеспечивающим более низкое расположение центра масс в раллийных автомобилях.  Многие решения, используемые в сегодняшних автомобилях, например, исключительно низкое расположение спортсменов в салоне, основаны на старых разработках Лорио.  С самых первых чертежей этого нового автомобиля Лорио был полон решимости создать новые тенденции.

«Низкое расположение центра масс повышает управляемость, устойчивость и информативность рулевого управления, - сказал Лорио.  - Поэтому мы старались уменьшить высоту двигателя и не идти на компромиссы в области компоновки». Некоторые наиболее радикальные решения останутся секретом, однако каждый элемент компоновки и конструкции автомобиля подвергся тщательному рассмотрению для оптимизации распределения массы.

Технические характеристики Ford Focus RS WRC 06

Двигатель: Ford I4 Duratec WRC объемом 2,0-литра, доработанный компанией Pipo Moteur.  Четырехцилиндровый, 16-клапанный, двухлитровый.  Электронная система управления двигателем.  Турбина Garrett (с требуемым FIA 34-мм ограничителем воздушного потока).  Радиатор промежуточного охлаждения (интеркулер).  Каталитический нейтрализатор.

Мощность: 300 л.с. при 6000 об/мин  

Крутящий момент: 550 Нм при 4000 об/мин

Трансмиссия:  Постоянный полный привод с разработанным M-Sport активным центральным дифференциалом.  Электронные блоки управления дифференциалами.  Пятиступенчатая секвенциальная КПП M-Sport / Ricardo с электрогидравлическим управлением переключением передач.  Многодисковое карбоновое сцепление M-Sport / Sachs.

Подвеска:   Впереди и сзади: стойки MacPherson (впереди) и продольные рычаги (сзади), амортизаторы Reiger с внешними резервуарами и регулировкой параметров сжатия и обратного хода.  Полностью регулируемые формованные стальные стойки стабилизатора.  Передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости.  Литые стальные опоры стоек.  Керамические подшипники ступиц.

Тормоза:   
Для гравия (впереди и сзади): 300-мм вентилируемые диски Brembo, четырехпоршневые моноблочные суппорта Brembo.
Для асфальта (впереди и сзади): 300-мм вентилируемые диски Brembo, восьмипоршневые моноблочные суппорта Brembo. Гидравлический ручной тормоз;  регулируемое перераспределение тормозных усилий между передними и задними колесами.

Рулевое управление:  Реечное, с высоким передаточным числом (12:1) и сервоприводом. Число оборотов рулевого колеса - полтора.

Колеса: 
Для гравия: 7" x 15" колесные диски из магниевого сплава и 650-мм шины BF Goodrich
Для асфальта: 8" x 18" колесные диски из магниевого сплава и 650-мм шины BF Goodrich

Кузов: Несущий. Уникальные боковые панели из композитного материала. Сварной каркас безопасности из стали Т45. Аэродинамическое заднее антикрыло. Уникальное покрытие переднего бампера.

Электроника: Сбор всех данных от шасси и двигателя для оперативной диагностики и улучшения динамических характеристик.

Топливный бак: соответствующий нормам FIA FT3, с объемом 94 литров, расположенный посередине.

Размеры:
Длина: 4362 мм.
Ширина:  1800 мм.
Колесная база: 2640 мм. 

Масса: 1230 кг (минимальная).

Оставить комментарий

Нет комментариев