Статьи15.06.2007

Культовый родстер

История Mazda MX-5 насчитывает лишь 16 лет, но этот автомобиль уже стал культовым, а его успех – феноменальным. В ноябре 2005 года, третье поколение бестселлера Mazda MX-5 появилось в европейских дилерских салонах и продолжает успех предыдущих двух версий, превзошедший самые оптимистичные прогнозы.
В 2000 году последователь традиций британских родстеров 1960-х годов был занесен в книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая двухместная спортивная машина всех времен. С апреля 1989 года по октябрь 1999 года было произведено 531 890 автомобилей Mazda MX-5 (!), что сделало ее самой успешной открытой двухместной спортивной машиной.

С тех пор, Mazda MX-5 продолжила свой триумф: по состоянию на июль 2005 года было произведено 724 667 автомобиля. Из общего числа проданных автомобилей, 350 441 были проданы в Северной Америке, 199 542 – в Европе, 149 400 – в Японии и 11 334 – в Австралии. Первое поколение Mazda MX-5, знаменитое своими передними подъемными фарами, было выпущено в наибольшем количестве – 431 506 единиц. Заменившее ее в 1997 году второе поколение Mazda MX-5 разошлось в количестве 290 123 машины.

Эффект от объявления о представлении Mazda Miata в Чикаго в 1989 году был подобен разорвавшейся бомбе. Изначально автомобиль предназначался только для американского и японского рынков, однако ажиотаж вокруг автомобиля был таков, что он переплыл через Атлантику в Европу – Mazda перестала справляться с количеством заказов для обеспечения глобальных продаж. В отчаянии европейские поклонники MX-5 начали самостоятельно ввозить автомобили в Европу. Эти автомобили можно отличить по логотипу «Miata» на багажнике – в Европе она выглядит словно эмблема секретного общества.

В США и Японии Mazda MX-5 уже давно стала магнитом для фанатов спортивного вождения, в Европе же мода на нее началась несколько позже. Более 80 процентов «европейских» MX-5 осели в пасмурных Германии и Англии. Между 1989 и июнем 2005 года, в Германии было зарегистрировано 83 783 Mazda MX-5. 66 204 автомобиля «осело» в Англии в течение того же периода.

У Mazda MX-5 много последователей: по всему миру насчитывается более 200 фан-клубов. Только в США существует 132 подобных объединения, по информации сайта Miata.net, 15 клубов находятся в Канаде. Немецкий сайт MX-5.de перечисляет 28 клубов, к которым можно присоединить множество небольших групп поклонников. Число поклонников MX-5, состоящих в клубе, в Великобритании составляет 4 450 человек. Опираясь на эти данные, Mazda предполагает, что в Европе у MX-5 по крайней мере 10 000 фанатов, состоящих в тех или иных клубах. Все они могут время от времени встречаться на сайте MX-5.com.

У автомобиля большое количество поклонников и в спортивных кругах. В Швейцарии, Англии, Португалии и Бельгии проходят моноформулы с участием MX-5. На родине MX-5, в Японии, автомобиль также участвует в различных гонках. Однако наиболее популярные гонки с участием MX-5 проходят в Северной Америке.
Mazdaspeed Miata Cup – одна из наиболее динамично растущих гоночных серий в американском автоспорте. Согласно данным Американского Клуба Спортивных Автомобилей, в соревнованиях участвует около 1 000 одинаково настроенных автомобилей Mazda Miata первого и второго поколений. Есть причина: этот автомобиль, без особых переделок, позволяет за достаточно небольшие деньги приобщиться к автомобильному спорту. Благодаря унифицированным стандартам во всех американских штатах, владелец MX-5 может добиться успеха на более высоком уровне перед более внушительной аудиторией.

С момента запуска первой Mazda MX-5, этот родстер был буквально осыпан наградами, общее число которых в настоящий момент составляет 110 единиц. Большинство этих наград автомобиль заслужил за несравненные драйверские качества, а также за свой дизайн, удачное соотношение цены и качества, надежности и высокой стоимости на вторичном рынке.

 Mazda планирует реализовывать 40 000 новых Mazda MX-5 ежегодно. Как и в прошлый раз, Европа получит наибольшее количество из произведенных автомобилей, 18 000 единиц, следом идут США с 14 000 единиц. Япония, где Mazda занимает около 50% в сегменте спортивных автомобилей со своими MX-5 и RX-8, получит 4 300 машин.

Концепция Mazda MX-5 не потеряла своей привлекательности с момента запуска в 1989 году: двигатель, размещенный впереди автомобиля продольно, задний привод с идеальной развесовкой 50:50, классическая двухместная компоновка, длинный капот, короткий задний свес и мягкая крыша.

Почти все сегодняшние автомобили рискуют стать тяжелее, чем их предшественники.  Причина - в ужесточяющихся стандартах по безопасности и растущих требованиях клиентов к комфорту. Компания Mazda поставила себе задачу сделать новую машину легче старой, с чем успешно с ней справилась.

Получение  легкого родстера было самой важной задачей при разработке Mazda MX-5. Как итог, третье поколение культового родстера лишь на 10 кг тяжелее своего предшественника (правда, это зависит от версии исполнения). И это несмотря на то, что третье поколение MX-5 впервые оборудовано боковыми подушками безопасности, большими колесами, более мощным двигателем, расширенным стандартным пакетом оборудования, имеет более жесткий кузов.

Из-за борьбы за каждый грамм новая двухместная Mazda MX-5 сохранила все оригинальные повадки послушного родстера с его задним приводом и мощными четырехцилиндровыми двигателями.

Мягкая крыша по-прежнему раскладывается вручную – решение, выбранное Mazda для того, чтобы избежать утяжеления конструкции за счет электро-гидравлического привода.

В общей сложности 58% всех компонентов новой Mazda MX-5 сделаны из особо высокопрочной стали, что помогло сэкономить 10 кг. Использование алюминия при производстве капота, крышки багажника, подрамника для силового агрегата, рычагов передней подвески, опор задних ступиц, тормозных суппортов и опор пружин задней подвески еще больше облегчают вес автомобиля. Рычаги передней подвески и пустотелый стабилизатор поперечной устойчивости помогли автомобилю «сбросить» 6,2 кг с передней оси.

Прочими примерами облегчения конструкции могут служить пластиковый впускной коллектор (- 2,4 кг) и пластиковая крышка головки блока (- 1,3 кг). Борьбой Mazda за граммы также было продиктовано решение присоединить насос гидроусилителя и компрессор кондиционера напрямую к двигателю без дополнительного крепежа, что сэкономило 3,2 кг. Сами двигатели также стали легче по сравнению с предыдущими моделями. Блок цилиндров 2-хлитрового двигателя, например, стал на 5,4 кг легче блока двигателя 1,8 л, сделанного из серого чугуна на предыдущей модели.

Даже самые маленькие детали, такие, как  зеркало заднего вида, внесли свою лепту в уменьшение веса Mazda MX-5. Упрощение дизайна зеркала помогло уменьшить вес на 84 грамма.

Благодаря использованию высокопрочной стали, кузов теперь на 47% жестче на кручение, и на 22% - на изгиб, чем вторые поколение MX-5. Этот фактор увеличивает показатели по безопасности данного автомобиля.

Инженеры компании Mazda решили довести настройки шасси родстера Mazda MX-5 третьего поколения на легендарной Северной петле Нюрбургринга. Трасса протяженностью 21 км, бывшая  до 1976 года местом проведения гран-при Германии в классе Формула-1, включает 73 поворота и предъявляет особые требования к тормозам, шинам и амортизаторам. Нагрузку на шасси автомобиля при прохождении 10 000 км  можно сравнить с 200 000 км эксплуатации на обычных дорогах. Подход инженеров к настройке подвесок и рулевого управления полностью себя оправдал: новая Mazda MX-5 прошла круг на 15 секунд быстрее предшественницы. И все это благодаря оптимизированным характеристикам двигателя, увеличенному диаметру колес и тормозных дисков, более жесткому кузову и прекрасно сбалансированному шасси.

Mazda MX-5 стала первой новой моделью, испытанной инженерами компании на Северной петле после двухлетнего перерыва. «Северная петля больше похожа на обычную дорогу, чем на современную гоночную трассу, но именно этим она нам нравится, - сказал инженер Ясуоши Мушитани, ответственный за настройку шасси в ходе европейских тестов. – Эта трасса переменчива, отчасти  из-за капризов погоды, отчасти – из-за разнородного покрытия.

Несколько поворотов – с отрицательным уклоном, а иногда водителя и пассажира буквально вдавливает в автомобиль. Шасси подвергается огромным перегрузкам, особенно на неровных участках».

Большая часть работы по настройке шасси и проверке выносливости автомобиля была проведена ранее на полигоне в Мийоши (Япония). Но и Северная петля Нюрбургринга рассматривалась как важный этап доводки нового родстера. «Проходя определенное число кругов, мы периодически проверяем различные параметры, например, температуру жидкости в амортизаторах, - говорит Александер Фритше, менеджер Европейского центра по разработкам и развитию. – Оценивая работу тормозов, мы обращаем внимание не только на температуру дисков и исполнительных механизмов, но и на то, не снижается ли информативность привода, сохраняется ли стабильность работы тормозной системы в целом». Здесь же проводятся и не менее важные испытания шин. «Некоторые модели шин после тестов на Нюрбургринге были забракованы, - продолжает Фритше. – Некоторые шины прекрасно работают на обычных дорогах, но после нескольких кругов на Северной петле от них остаются лохмотья».

Компания Mazda приступила к ходовым испытаниям на Нюрбургринге в мае 2004 года и вскоре вышла за его пределы: тесты продолжились на извилистых дорогах и автобанах, окружающих Северную петлю. У этих дорог есть масса достоинств: интенсивность движения на автобанах сравнительно низкая, но при этом нет ограничений максимальной скорости, а сельские дорожки отличаются далеко не самым ровным покрытием. «Для нас было важно, чтобы новая Mazda MX-5 органично сочетала спортивный темперамент с удобством и надежностью автомобиля «на каждый день», - добавил Фритше. – И здесь среди наших достижений нужно отметить предсказуемость всех реакций машины».

На автобанах испытатели обращали пристальное внимание на реакцию машины при резкой смене полосы движения, особенно когда этот маневр совершается на высокой скорости. Они следили за работой тормозов и трансмиссии, за реакциями машины на изменение подачи топлива, но при этом не упускали из виду и комфорт при неторопливой езде.

Расписание тестов предусматривало и поездки по дорогам восточной Англии, в графстве Эссекс. Здесь, на родине классических родстеров, есть множество дорожек с крутыми поворотами и бурной растительностью по обочинам. Похожие условия ждали команду испытателей и на дорогах Шотландии (Глен Иглз, Перт и Кинросс).
Философия, взятая на вооружение инженерами и конструкторами компании Mazda по ходу работы над шасси нового родстера Mazda MX-5, базируется на японском понятии «Jinba Ittai», единении всадника и лошади. В результате был создан идеально сбалансированный автомобиль, который позволяет искусному водителю не только испытать радость от быстрой езды, но и насладиться ощущением полного взаимопонимания.

Оставить комментарий

Нет комментариев