Владимир Путин поручил правительству, МВД и ЦБ, а также высшим должностным лицам субъектов Федерации до 1 ноября «принять меры по совершенствованию администрирования правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечив применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи».
Что это означает для российских автомобилистов и как будет работать, Autonews.ru выяснил у профильных экспертов и представителей страхового сообщества.
Должна быть, но не запущена
Вопрос проверки наличия полисов автогражданской ответственности с помощью автоматических камер фотовидеофиксации обсуждается в России несколько лет, но инициатива пока так и не реализовали.
Предполагалось, что в экспериментальном режиме автоматическая проверка полисов ОСАГО запустится с 1 марта 2025 года, однако впоследствии эти сроки сдвинулись на 1 июля. При этом с 1 марта заработало другое нововведение: сотрудников ГАИ лишили права требовать полис автогражданки при регистрации машины.
Ожидалось, что в ходе эксперимента на наличие полиса ОСАГО будут проверять только транспортные средства, попавшиеся на других нарушениях ПДД: за «пойманное» камерой нарушение предлагалось выписывать штраф, а об отсутствии ОСАГО лишь уведомлять через «Госуслуги». Введение автоматических штрафов с камер за отсутствие ОСАГО в Российском союзе автостраховщиков (РСА) ожидали с 1 января 2026 года.
В МВД к проверке полисов ОСАГО камерами начали готовиться еще в 2024 году. Тогда был заключен контракт на усовершенствование системы «Паутина», объединяющей все комплексы фиксации нарушений ПДД. Однако работы ведутся до сих пор.
По мнению президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, в МВД не заинтересованы пускать в свою систему сторонних игроков и сопрягать ее с какими бы то ни было базами данных, поэтому модернизация может сильно затянуться.

Новые изменения
В поручении Путина от 15 мая профильным министерствам и ведомствам говорится о «принятии мер», которые должны обеспечить применение камер в отношении транспорта без полисов ОСАГО. Размытая формулировка допускает в том числе и вариант, при котором с 1 ноября 2025 года таких лиц начнут сразу же штрафовать с помощью камер.
«В целом ряде регионов уже заявили о технической готовности к этому. Допускаю, что вначале потребуется тестовый период, чтобы отладить систему обмена данными в реальных условиях и избежать негативной реакции от ошибочно выставленных штрафов», — прокомментировал Autonews.ru директор по развитию портфеля ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов.
Президент НАС Антон Шапарин подчеркнул, что вопрос внедрения штрафов за отсутствие полисов ОСАГО добрался до президентского уровня, но усомнился в том, что сами штрафы начнут выписывать с 1 ноября:
«Говорить про полноценный запуск с 1 ноября нельзя, потому что к этой дате должны быть представлены предложения, потом проведен эксперимент, займет довольно долгое время. Мы считаем, что использование системы фотовидеофиксации в данном случае, — это попытка решить накопившиеся проблемы в системе ОСАГО путем механического загона автовладельцев, которые теряют надежду на то, что ОСАГО позволит им привести машину в состояние, в котором она была до аварии», — пояснил эксперт.
В РСА заметили, что с 1 марта 2025 года полис ОСАГО стало не нужно предъявлять при регистрации автомобилей, а проверки полисов через камеры рассматривались как новый инструмент контроля. Предложенный на Госсовете вариант проверки наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры там поддержали и подтвердили, что страховое сообщество готово продолжить использовать имеющиеся возможности для решения социальных вопросов.
«Стоит отметить, что после запуска проекта по проверке наличия ОСАГО через камеры в региональные бюджеты будут обеспечены дополнительные поступления от штрафов — это станет одним из дополнительных источников финансирования для регионов, средства также могут быть направлены на модернизацию парков общественного транспорта», — подчеркнули в РСА.