branding imagebranding image
РБК АВТО
Цены
Подписаться на Telegram-канал

Оригинал или подделка? Мы узнали, почему моторные масла снова подорожают

Эксперт Плисов рассказал о грядущем подорожании моторных масел
Autonews.ru разобрался, как изменился рынок смазочных материалов и автохимии после введения обязательной маркировки моторных масел, антифризов и технических жидкостей в системе «Честный знак»
Фото: vin.rusanov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: vin.rusanov / Shutterstock / FOTODOM

Решение о маркировке моторных масел, антифризов и других технических жидкостей было принято постановлением правительства № 1683 от 30.11.2024. С 1 марта 2025 года в России началась регистрация участников в системе «Честный знак», в сентябре стартует обязательная маркировка всех новых партий, а с 1 ноября 2025 года будет введен запрет на отгрузку немаркированной продукции.

Autonews.ru пообщался с представителями отрасли и ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), чтобы понять, как нововведение поможет избавиться от контрафакта и отразится ли на стоимости автохимии.

Зачем нужна маркировка «Честный знак»

Маркировка товаров в системе «Честный знак» позволяет отследить всех участников товарной цепочки и так оградить российский рынок от попадания на него контрафактной продукции. Она существенно снижает процент серых товаров в продаже и защищает покупателей от приобретения подделок. Начала работу в 2017 году.

Фото: FUN FUN PHOTO / Shutterstock / FOTODOM Новости 25 марта «Честный знак» опроверг рост цен на моторное масло с введением маркировки
Фото: Shutterstock Техобслуживание 3 марта Замена масла в двигателе: когда и как часто, нюансы и прочее

Функционирует маркировка следующим образом. Производители товаров должны заказывать специальные DataMatrix-коды и наносить их на упаковку еще на производстве, а импортеры — заказывать коды до ввоза товара в страну и также маркировать упаковку. В период с 1 сентября по 31 октября 2025 года все магазины и оптовые базы, на складах которых имеются немаркированные автомобильные жидкости, должны будут нанести такую маркировку самостоятельно. Оборот немаркированных масел, антифризов и других автомобильных жидкостей будет полностью запрещен с 1 декабря 2025 года. С 1 апреля 2026 года станет обязательной передача сведений о выводе товаров из оборота через контрольно-кассовую технику (ККТ) и электронный документооборот (ЭДО).

Коды для маркировки участники рынка могут заказать в Национальном каталоге маркированных товаров «Честного знака». Для заказа потребуется код GTIN (EAN 13) на продукцию.

Штраф за отсутствие обязательной маркировки по статье 15.12 КоАП для ИП составит от 5 до 10 тыс. руб., а для организаций — 50–300 тыс. руб. с конфискацией всей партии. Предусмотрена ответственность и за подделку кодов: речь об уголовной ответственности, штрафах до 1 млн руб. и лишении свободы на срок от трех до шести лет.

Представители «Честного знака» пояснили, что причиной ввода обязательной маркировки в отношении моторных масел стал чрезвычайно высокий процент контрафакта: в международной ассоциации «Антиконтрафакт» подсчитали, что он достиг уровня в 50–60%.

Фото: Kardasov Films / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Kardasov Films / Shutterstock / FOTODOM

Как это работает

В ЦРПТ редакции Autonews.ru пояснили, что эксперимент по маркировке масел проходил с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года. В этот период удалось протестировать нанесение кода маркировки на различные типы упаковки и апробировать бизнес-процессы, включая работу с системой «Честный знак». Во время эксперимента более 7,5 тыс. компаний прошли регистрацию в системе. Сегодня зарегистрировано 10,7 тыс. участников оборота, среди которых более 500 производителей и почти 900 импортеров.

Влияние введения маркировки на объемы представленного на российском рынке контрафакта, по мнению представителей отрасли, пока оценить крайне сложно, но, судя по ранее введенным категориям, доля серых товаров должна резко сократиться.

Исполнительный директор «ЕвроАвто» и член правления Союза автосервисов Илья Плисов отметил, что обязательная маркировка действительно помогает выявлять нечестных игроков на рынке.

«К моменту запуска группы автомасел и техжидкостей маркировку использовали уже 27 отраслей», — подчеркнул собеседник.

«Сегодня эксперимент всего лишь уточняет специфику отрасли, которая могла быть не учтена ранее. Так, выявилось, что розлив масел для юридических лиц при старте эксперимента был невозможен, а это распространенный кейс, когда юрлицо обслуживает автомобиль на сервисе, а масло заливается не из канистры, а из бочки», — конкретизировал эксперт.

По оценке директора международной франчайзинговой сети автосервисов FIT Service Татьяны Овчинниковой, делать выводы пока рано: более ясной картина станет ближе к середине или концу 2026 года, а пока эффект могут наблюдать лишь поставщики и импортеры. Эксперт отметила, что необходимость в маркировке тормозной жидкости и антифриза могла быть продиктована большим количеством подделок, но специального исследования по этому вопросу в компании не проводили.

В ЦРПТ заявили, что, по оценкам отрасли, доля контрафактных антифризов и тормозных жидкостей в 2024 году оценивалась в 25–35%, но в отдельных регионах она достигает 40–50%.

Фото: anek.soowannaphoom / Shutterstock / FOTODOM
Фото: anek.soowannaphoom / Shutterstock / FOTODOM

По мнению Плисова, маркировка технических жидкостей для автомобилей нужна не только для борьбы с контрафактом, но и для контроля за их оборотом. «Честный знак» выполняет целый перечень задач. Он помогает выявлять людей, которые работают нечестно, и убирать контрафакт с рынка. Также выяснилось, что с помощью «Честного знака» государство получает дополнительные налоги, а таможня видит, что прошло на рынок нечестно. Это и помощь сертификационным органам. Все это меняет правила игры в отрасли», — пояснил он и заметил, что «Честный знак» по факту стал еще одной фискальной системой.

Эксперт привел как пример шины, которые маркируют с 1 ноября 2020 года. В апреле ЦРПТ заблокировал более 1 млн шин в продаже — это 2 тыс. контейнеров. Оператор системы отметил, что по части автомобильных шин и покрышек введение маркировки сократило долю нелегального оборота вдвое.

«Фактически маркировка стала дополнительным механизмом контроля на всех этапах жизни товара, от производства и ввоза до конечного покупателя», — пояснил Плисов.

«Маркировка тормозных жидкостей и антифризов не имеет целью борьбу с подделками. В этой группе товара их достаточно мало», — уточнил он.

Что будет с ценами

Пресс-служба оператора ЦРПТ оценила возможное подорожание после включения масел и технических жидкостей в систему обязательной маркировки как незначительное.

«Ни в одной из 27 товарных групп маркировка не отразилась на себестоимости более чем в 1% за 6 лет — это подтверждает исследование НИФИ Минфина».

Правда, по оценке Овчинниковой, обязательная маркировка масел еще не сказалась на стоимости продукции на российском рынке. Более того, сейчас средние цены даже несколько снизились, но только потому, что многие производители и импортеры вынуждены распродавать остатки немаркированного товара и снижать на него стоимость. В перспективе эксперт ожидает роста цен.

«Цепочка продаж усложнится, будут задействованы дополнительные логистические склады для маркировки, а также денежные средства на оклейку и т.д. Все это повлияет на цены», — пояснила Овчинникова. Она отметила, что пока идет процесс вымывания остатков. Один лишь маркированный товар от поставщиков, по ее оценке, будет отгружаться поставщиками примерно через год.

Илья Плисов также сказал, что речь идет далеко не только о дополнительном включении в цену товара 60 копеек за наклейку на упаковке.

«Расход отрасли не ограничен этой суммой. Производители ставят большое количество оборудования, связываются с «Честным знаком», выпускают, наклеивают. Это дорого. Люди на этом заняты. Наша компания 10 млн руб. потратит только на зарплаты людям. Неясно и то, где взять на это время: речь об инвентаризации тысяч товаров», — конкретизировал он.

Фото: mk1one / Shutterstock / FOTODOM
Фото: mk1one / Shutterstock / FOTODOM

По подсчетам эксперта, на стоимости продукции местных производителей нововведение не скажется: это связано с характером производства, размером тары и относительно высокой ценой товара. В случае же с импортом выходная цена повышается в среднем на 50–100 руб. за каждую единицу товара. Деньги тратятся на аренду склада, простой контейнера, оборудование, разбор и сбор всего груза до единицы товара и индивидуальную оклейку. В одном контейнере может быть более 1 тыс. шин.

Какие гарантии от подделок

Овчинникова обращает внимание, что сама по себе наклейка «Честного знака» и внесение товара в DataMatrix защиту от подделок не гарантирует. Система не проверяет качество изделий, а лишь цифровизирует их оборот, «обеляет» объемы и движение.

Плисов предупредил, что перед отраслью встает вопрос защиты данных, поскольку хакеры могут получить доступ ко всей базе ЦРПТ. Это позволит, например, конкурирующим фирмам отследить все конфиденциальные данные оппонентов. Серых товаров, по его оценке, в продаже действительно не будет, но добиться этого эффекта удастся примерно к весне 2026 года. Он также обратил внимание, что код на товаре не просто наклейка, а уникальный идентификатор конкретного товара в системе. Простое копирование этого кода не позволит продать товар на кассе.

«Можно попробовать «угадать» какой-то код, но один будет от серых носков, другой уже выведен из оборота. Это вам не акцизную марку скопировать. Система учета кодов на государственном уровне является полностью революционной для торговли», — пояснил эксперт.

В ЦРПТ напомнили, что с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026-го проходит эксперимент по маркировке автозапчастей. По его итогам будет приниматься решение о включении их в перечень обязательных к маркировке.

«Мы видим снижение нелегального оборота во всех товарных группах, где маркировка внедрена. В табачной отрасли, по данным ННЦК, нелегальный оборот сократился с 15,6% до рекордных 10,8%. В молочной доля фальсификата сократилась с 30% до 0,01%. На рынке воды система вывела 557 компаний «из тени», о которых ранее не было известно государству», — сообщили в операторе «Честного знака».

Также представители ЦРПТ отметили, что благодаря маркировке фискальный эффект составил 1,2 трлн руб. Сегодня система маркировки интегрирована с 25 органами власти, а потребители могут быть уверенными в подлинности своих покупок. Для проверки достаточно отсканировать код, по которому доступна вся информация: дата и место производства, разрешительная документация, состав, сроки годности и т.д. Обнаружив подделку, можно прямо в приложении подать жалобу в надзорные органы. 27 млн пользователей уже успели проверить более 300 млн товаров.

Читайте также:

Автоэлектронику предложили маркировать. Что это значит для водителей

Разница в ₽1,5 тыс. Содержать Lada стало так же дорого, как иномарку

В России выросла стоимость запчастей на иномарки, а на Lada — снизилась

Как изменился рынок летних шин в России. Главные проблемы