branding imagebranding image
РБК АВТО
Эксклюзив Интервью
Подписаться на Telegram-канал

«Их не видят камеры». Все о новых штрафах, средней скорости и фото-фейках

Автоюрист Шумский рассказал о новых штрафах ПДД и самых частых ошибках с камер
Регулярные нововведения в законах, различия в трактовках ПДД, меняющийся функционал камер — все это может запутать даже опытного водителя. Разбираемся в нюансах очередных инициатив
Александр Шумский
Александр Шумский (Фото: proboknet_ / Youtube)

Какие номера не видят камеры фотофиксации нарушений ПДД, как в действительности наказывают за проезд на желтый сигнал светофора, чем будущие штрафы радикально будут отличаться от нынешних и почему об этом лучше знать заранее?

На эти и другие вопросы в интервью Autonews.ru ответил автоюрист и руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский.

— Начать хотелось бы с резонансной темы недавнего повышения штрафов и ужесточения наказания практически за все виды нарушений ПДД в России. Насколько обоснованы эти поправки?

— В принципе, штрафы за нарушения ПДД в России были маленькие. Однако стоило все же провести мониторинг и обсуждения, где существующего наказания не хватало. Кроме этого, если мы говорим о каких-то нарушениях, которые носят массовый характер, вполне возможно, что причиной могут быть не маленькие штрафы, а соответствующие условия движения.

— То есть на ситуацию с безопасностью на дорогах эти ужесточения не повлияют?

— Насколько я понимаю, основная цель этого нововведения — желание увеличить доход в бюджет. Инициатором всей этой истории был Минфин, а не МВД или Минтранс. В ГАИ, к примеру, вообще не высказали никакой позиции по этому вопросу, потому что у них ее просто не было.

Фото: Autonews.ru Штрафы 25 января 2022 Эксперт рассказал о распространенном штрафе. Фото и разбор
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва» ДТП 22 апреля 2022 Лишение прав за ДТП с дорожным знаком. Эксперт предупредил водителей

Таким образом, целесообразность поправок с точки зрения дорожной безопасности вообще не обсуждалась, вопрос лежал исключительно в экономической плоскости. В итоге на аварийность это никак не повлияет, впрочем, как и на количество вынесенных постановлений, а вот сумма поступлений в бюджет существенно вырастет.

— К каким еще нововведениям на дорогах следует уже сейчас готовиться автомобилистам?

— Буквально на днях Минтранс опубликовал несколько поправок касательно пропуска спецтранспорта. К этому определению обычно относят машины скорой помощи или полиции, и водители уже к этому привыкли. Однако большая проблема тут — военная спецтехника. Видимо, именно поэтому власти подняли этот вопрос. Думаю, эти поправки, конечно, пройдут.

Согласно проекту изменений в ПДД, Минтранс предложил обязать водителей «освободить полосу (ряд) проезжей части в случае приближения по той же полосе (в том же ряду)» одного или группы автомобилей с проблесковыми маячками, запретить обгон, нахождение в «непосредственной близости» и движение с аналогичной скоростью. Действующие правила предполагают, что при встрече со спецтранспортом необходимо «уступить дорогу», однако формально какие-либо действия водителей в этой ситуации не закреплены. За непредоставление преимущества при движении грозит штраф до 5 тыс. руб. или лишение водительских прав на срок до одного года.

Также есть инициатива по детям-пассажирам. Фактически это запрет на все удерживающие устройства, кроме кресел и бустеров. Безусловно, стоит ждать каких-то поправок по ужесточению и в закон о средствах индивидуальной мобильности.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Кроме этого однозначно у нас появятся правила для автопилотов, которых сейчас просто нет. То же самое касается роботов-роверов (автономное устройство для доставки небольших грузов, таких как еда, документы или посылки — РБК). На данный момент эти небольшие беспилотные вездеходы фактически отсутствуют в правовом поле, что наверняка будет решаться властями.

— А как обстоят дела с возможным возвращением штрафов за среднюю скорость?

— Этот вопрос сейчас не стоит на повестке прежде всего из-за политической обстановки в стране. Например, МВД выступает резко против возвращения такого штрафа. Также не ведутся и обсуждения снижения нештрафуемого порога. Тут против инициативы выступает уже «Единая Россия», чьи представители неоднократно критиковали такое предложение публично. Впрочем, стоит помнить, что задний ход всегда возможен.

Средняя скорость — это скорость проезда по участку дороги между двумя камерами, расположенными в нескольких километрах друг от друга. Она рассчитывается как отношение расстояния ко времени, за которое была преодолена контролируемая дистанция. В ПДД или КоАП нет определения «средняя скорость». За ее превышение штрафовали в период с 2013 по 2021 годы. Штрафы выписывали на основании статей КоАП о превышении «обычной» скорости. По состоянию на июнь 2025 года, допустимое превышение разрешенной скорости составляет 20 км/ч.

— Закон о локализации такси, наоборот, принят. Со следующего года перевозчикам предстоит ездить только на отечественных автомобилях?

— Нет, это не значит, что с 1 марта 2026 года все машины в такси сразу станут российскими. Суть в том, что с этого числа именно свежие автомобили, которые будут поступать в парки, должны соответствовать новым требованиям.

То есть если водитель зарегистрирует свою машину в системе до начала весны следующего года, то у него будет возможность еще пять лет на ней без проблем работать. Таким образом, у таксомоторных компаний пока есть возможность насытить свои парки нормальными машинами хотя бы на ближайшие пять лет. Однако это может привести к росту цен на рынке, если все фирмы сейчас бросятся выгребать все, что можно, для дальнейшего использования в работе.

— Хорошо, а как это отразится на клиентах?

— Определенно цены станут выше, а качество ниже. Чего-то другого ждать тут не стоит. Локализация — это путь в самое худшее понимание слова «советский автопром». Я очень негативно отношусь к таким инициативам, потому это не дело государства, какие машины выбирает таксопарк, тратя на это частные деньги.

Могу привести тут хороший пример. Недавно в Китае вышла обновленная Tesla Model Y. Цена ее на местном рынке в переводе на рубли — 2,4 млн руб. В России за такие деньги вы купите Lada Aura. Сравнить эти машины — то же самое, что положить перед собой крутой планшет и авторучку.

— Также хотел бы затронуть тему аукционов по продаже «красивых» номеров. Почему до сих пор правительство не реализовало эту идею?

— Действительно, скупка и продажа «красивых» номерных знаков уже давно перешла на частный уровень. Это полулегальный рынок, но не черный, и о какой-то коррупционной составляющей со стороны ГАИ тут не идет абсолютно никакой речи.

Фото: Ilya Galakhov / Global Look Press
Фото: Ilya Galakhov / Global Look Press

В свою очередь создать легальную систему аукционов — очень непростая задача, и сейчас просто этим никто не хочет заниматься. Более того, вполне вероятно, существует мнение, что прибыль государству будет от этого всего небольшая. Поэтому тут пока все остается как есть.

— До сих пор есть мнение, что есть определенные знаки, машины с которыми сотрудники ГАИ стараются не останавливать. Так ли это?

— Сейчас самые крутые номера — серия ЕКХ, 99-й регион. Однако купить их вряд ли получится. Остановить машину с такими знаками сотрудники ГАИ, наверное, и могут, однако у их владельцев наверняка будут документы-непроверяйки, так называемые «вездеходы». С ними привлечь водителя к ответственности не получится.

— А есть какие-то «особые» номера, которые «не видят» камеры?

— Конечно, они есть. У нас на дорогах присутствует огромное количество машин, которые не штрафуют камеры. Например, на общественный транспорт не налагаются санкции за выезд на выделенную полосу, или коммунальный транспорт, который не соблюдает зачастую правила разметки.

Также можно вспомнить автомобили скорой помощи, следственного комитета и полиции. Вряд ли они получают штрафы с камер за скорость. Следовательно, имеется некий реестр номеров, которые не видят комплексы. Наверняка есть и определенные возможности туда попасть.

— Давайте поговорим о самих камерах. Случаются ли до сих пор ошибки у комплексов?

— Скажем так, меньше ошибок не становится. Смотрите, «правильность» камеры оценивают в 98%. То есть 2% мы имеем брака, это немало, на самом деле.

— Можно ли их оспорить?

— Некоторые ошибочные постановления зачастую бывает очень сложно оспорить. В лидерах тут штраф за скорость. При обжаловании водителю обычно говорят: нет основания не доверять камере. Даже при предъявлении данных с регистратора суд обычно встает на другую сторону.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

— Можете привести какой-то пример?

— Да, конечно. У нас в производстве сейчас жалоба водителя-студента из Республики Марий Эл. Молодой человек ехал со скоростью 108 км/ч, а штраф ему пришел за 128 км/ч. Однако в момент фиксации его опережали два других автомобиля. В результате произошла так называемая подмена цели, такое нередко случается.

Данные видеорегистратора в ГАИ отклонили, тогда мы попросили предоставить нам информацию о скорости обгоняющих машин, чтобы сопоставить показатели. Ведь если они обгоняли со скоростью 128 км/ч, значит, «наш» водитель ехал медленнее. В общем, разбирательства тут еще продолжаются.

— Случаются ли курьезные случаи?

Недавно водителю пришел штраф за разговор по телефону за рулем. Только скорость транспортного средства при этом оказалась 0 км/ч. То есть, если верить камере, во время разговора машина стояла на месте, а это не является нарушением. Это постановление мы тоже будем оспаривать.

Или вот такой момент: в Подмосковье за неправильную парковку камеры теперь штрафуют отдельно автомобиль и прицеп. Тоже ситуация не совсем понятная.

— Как вообще действовать в таких ситуациях?

— Самое простое — попытаться обжаловать через «Госуслуги», там есть для этого специальная кнопка. С самыми «ошибочными» постановлениями обычно никаких проблем тут не бывает, в Москве уж точно.

— Хотелось бы уточнить: даже если водитель не прав, может ли он попробовать заменить штраф на предупреждение?

— По закону любое наказание можно заменить предупреждением, если оно совершено впервые за последний год. Есть условие — отсутствие угрозы здоровью и жизни. Правда, к сожалению, это вообще нигде и никак не применяется.

Мы решили проверить все это на практике. Намеренно не оплатили проезд по ЦКАД в Подмосковье. Соответственно, нас оштрафовали, однако это первое нарушение за год, и никакой общественной опасности оно не несет. Более того, позже необходимый платеж был нами оплачен. Далее мы захотели заменить штраф Ространснадзора на предупреждение в автоматическом режиме. Ведомство жалобу проигнорировало, и теперь дело будет рассматриваться в суде.

Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

— Может ли камера оштрафовать за нарушение временного знака?

— Да, может, если это разметка или скорость. Раньше был запрет на администрирование по временным знакам, однако сейчас он снят.

— Почему комплексы не штрафуют пешеходов?

— Технически это несложно, и все уже отработано. Например, сейчас с помощью камер уже штрафуют курьеров. Что касается пешеходов, то тут затык только в том, что пока нет единой базы биометрии. Впрочем, хочу уточнить, что такие меры не применяются ни в одной стране мира. Исключение — Китай, хотя лидером по дорожной безопасности он не является.

— Можно ли все же проезжать на желтый свет?

— Согласно ПДД, можно завершать маневр, если вы не можете остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Однако по факту этим правилом нельзя воспользоваться. Причина — все камеры в России, за исключением Москвы, штрафуют за желтый свет. Более того, никакое оспаривание тут не помогает.

— Закончить нашу беседу хотелось бы темой автоподстав. Актуален ли этот вид мошенничества или уже пережиток прошлого?

— Речь сейчас может идти о мошенничестве со страховыми компаниями. Вот тут количество случаев очень велико: постоянно придумываются новые схемы, и это настоящая головная боль для соответствующих фирм. Такие автоподставы очень тяжело выявить и привлечь преступников к ответу. В тюрьму вообще отправляются единицы преступников, большинство отделывается штрафами.