Председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил не наказывать водителей за легкую тонировку передних боковых стекол машин. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июня.
Autonews.ru изучил инициативу и узнал мнение экспертов на этот счет.
В чем суть предложения
Законопроектом Нилов хочет внести поправки в ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП и дополнить статью новой ч. 3.2. Он предлагает «наделить автовладельцев правом использовать тонировку на передних боковых стеклах при условии, что их светопропускание составляет не менее 60% от показателя, установленного требованиями техрегламента».
Позицию законотворец обосновал в своем телеграм-канале. По его мнению, «палящие лучи солнца провоцируют перегрев салона, повышенный расход топлива ввиду необходимости использовать кондиционер, а также отрицательно влияют на зрение и общее самочувствие водителя». В связи с этим Нилов предлагает смягчить запрет на тонировку боковых передних стекол.

Что это означает:
- сохранение полного запрета на тонировку лобового стекла;
- наступление ответственности за тонировку передних боковых стекол только в случае, если их светопропускание меньше 42%.
В пояснительной записке Нилов предложил разделить на два актуальный состав правонарушения, дифференцировав вид стекол и их светопропускание.
Как могут вырасти штрафы
Главное новшество заключается в том, что актуальный штраф за чрезмерную тонировку в размере 500 руб. должен по факту вырасти кратно: в шесть раз, до 3 тыс. руб., в случае с лобовым стеклом, а с боковыми передними стеклами — вдвое, до 1 тыс. руб.
В экономическом обосновании Нилов отмечает, что принятие этого законопроекта «не потребует дополнительных расходов федерального бюджета».
В чем подвох
Согласно требованию ГОСТа, светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол, которые обычно являются многослойными, должна составлять не менее 70%. Правила тонировки зафиксированы в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации». В документе есть приложение с пунктом 7.3, который включает весь перечень неисправностей и условий, при которых запрещается использование автомобиля. Что касается задних стекол (в том числе и боковых), никаких ограничений по их тонировке нет.

Проблема кроется в самом понятии светопропускания стекол, которое выражается в процентах. Чем ближе этот показатель к 100%, тем выше прозрачность. Однако абсолютно прозрачных стекол не существует. К примеру, у обычного полированного стекла толщиной 4 мм этот показатель равен 90%. Самая легкая тонировка передних боковых стекол автомобиля может привести к уменьшению их светопропускания до запрещенных величин, что повлечет за собой штраф. Если сейчас речь идет о 500 руб., которые можно уменьшить на 25% (до 375 руб.) при условии быстрого погашения, то в случае принятия законопроекта Нилова размер штрафа составит уже 1 тыс. — 3 тыс. руб. (750 руб. — 2 250 руб. соответственно).
Что говорят эксперты
В беседе с Autonews.ru президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин обратил внимание на то, что внесенный в Госдуму законопроект вряд ли может на что-либо повлиять.
«Показатели тонировки закреплены в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств (ТРТС), — напомнил эксперт. — Если вдруг кому-то хочется ввести другие правила, нужно вносить поправки в ТРТС, который находится вне полномочий Госдумы. Более того, внести такие поправки физически невозможно, потому что другие страны их блокируют. Третий пакет поправок в ТРТС не внесен уже много лет и внесен в обозримой перспективе не будет».

Директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров поддержал инициативу, отметив спрос на услугу тонировки передних стекол, поскольку это защищает от прямых солнечных лучей и снижает температуру нагрева салона. При этом он предложил установить светопропускаемость для передних боковых стекол на уровне не менее 20%, что «позволит соблюсти баланс между комфортом водителей и безопасностью дорожного движения».
Между тем Шапарин уверен, что тонировка никак не влияет на нагрев салона автомобиля.
«Автомобиль с тонировкой нагревается ровно так же, как автомобиль без тонировки. Единственный способ борьбы с жарой — это кондиционер».
Еще одним доводом стало то, что инициатива Нилова «противоречит целям по национальной безопасности», так как за тонировкой могут «скрываться террористы», заключил эксперт.
Читайте также: