На китайском авторынке разгорается дискуссия вокруг подержанных автомобилей с нулевым пробегом. Речь идет о машинах, которые были формально зарегистрированы, но фактически так и не начали эксплуатироваться. Теперь они массово поступают на вторичный рынок. Autonews.ru разобрался, стоит ли их покупать и чем они могут быть опасны.
Как работает схема
Чтобы улучшить показатели по продажам, новые автомобили в Китае регистрируются как проданные — чаще всего через аффилированных дилеров или сторонние площадки. Машина получает регистрацию, позволяющую претендовать на государственные субсидии, после чего практически сразу попадает на вторичный рынок как подержанная, несмотря на полное отсутствие пробега. В итоге автоконцерн отчитывается о росте продаж, а покупатели получают шанс купить «новую» машину по сниженной цене.
Глава Great Wall Motor Вэй Цзяньцзюнь выступил с резкой критикой происходящего. По его словам, китайская автоиндустрия демонстрирует тревожные признаки перегрева, схожие с ситуацией в строительной сфере, где ранее обанкротилась девелоперская группа Evergrande.
«В автомобильной отрасли уже появился свой Evergrande — просто он пока не рухнул», — заявил Вэй в интервью Sina Finance.
Он уточнил, что некоторые «основные производители» в Китае приложили слишком много усилий для повышения рыночной стоимости и цен на свои акции, однако поставщики выживают с трудом из-за давления и задержек с платежами. На цепочке поставок негативно отразились затянувшаяся ценовая война и большие убытки, что привело отрасль к плачевному состоянию, добавил Вэй.

По оценкам Great Wall Motor, к схеме «нулевых» продаж могут быть причастны до 4 тыс. дилеров, многие из которых активно работают через онлайн-платформы. Эти манипуляции позволяют отдельным игрокам искусственно укреплять свои рыночные позиции, создавая иллюзию устойчивого спроса.
Эксперты отмечают, что подобная практика указывает на перманентные проблемы отрасли. В частности, на фоне хронического перепроизводства в Китае накоплены запасы более чем 3,5 млн легковых автомобилей к апрелю 2025 года. При этом некоторые заводы загружены менее чем наполовину, что подталкивает компании к агрессивным методам сбыта. Этому способствуют ценовые войны и зависимость от государственных дотаций — особенно в сегменте электромобилей (NEV), где конкуренция наиболее острая.
Масштабом подобных операций заинтересовалось Министерство коммерции КНР, нарушений закона пока не зафиксировано.
Какие риски для покупателей и рынка
На первый взгляд, такие предложения выглядят привлекательно: скидки достигают 30% от рекомендованной розничной цены. Однако за этим скрываются существенные риски. Гарантийный срок, как правило, отсчитывается с момента первичной регистрации, поэтому фактическое покрытие может отсутствовать. Кроме того, у ряда машин остаются незакрытые кредитные обязательства или неочевидная история владения, что грозит потенциальными юридическими и финансовыми проблемами для новых владельцев.
Искаженная статистика продаж дезориентирует инвесторов, затрудняет анализ рыночного спроса и нарушает конкурентную среду. Так, модели вроде BYD Qin L на вторичном рынке теряют до 40% от первоначальной стоимости, а это влечет за собой падение цен в целом по рынку.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин сообщил Autonews.ru, что на фоне затоваривания внутреннего рынка китайские производители вынуждены активнее заниматься экспортом. В частности, по его словам, из КНР в Россию завезли тысячи подержанных машин с нулевым пробегом.
«Они пытаются использовать все доступные способы, в том числе автосалоны, которые формально торгуют бывшими в употреблении автомобилями, продают фактически новые машины. Так они обходят экспортные ограничения больших брендов, которые не заинтересованы в том, чтобы их неавторизованная продукция уезжала из страны, чтобы локальные дистрибьюторы, в том числе и России, зарабатывали деньги», — отметил он.
Среди рисков для российских покупателей — возможная блокировка машин на уровне программного обеспечения. По мнению Шапарина, эта угроза существует, поскольку многие китайские автомобили оснащены доступом к интернету. Также он подчеркнул сложность обслуживания таких машин, учитывая разницу в комплектациях между отечественным и зарубежным рынками. Особенно это касается редких моделей, представленных небольшим официальным количеством экземпляров, но продаваемых гораздо большим числом неофициально.
Реализация через неофициальные каналы создает сложности с регистрацией транспортного средства и страхованием ОСАГО, рассказал Autonews.ru независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. «Например, могут доначисляться таможенные платежи при занижении стоимости авто, что часто практикуют те поставщики, которые используют серые схемы ввоза. Владельцы сталкиваются и с аннулированием ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства. — Прим. Autonews) из-за подложных данных, что точно сделает регистрацию авто невозможной», — отметил он.
По словам Тузова, подержанный китайский автомобиль с нулевым пробегом в дальнейшем вряд ли можно продать выгодно, в частности из-за автоматического роста числа бывших владельцев. Также существует вероятность технических проблем, связанных с качеством сборки и условиями хранения, возможны скрытые дефекты, которые выявляются позже, предупредил эксперт.
«И наконец, эксплуатация автомобилей, ввезенных в страну по сомнительным схемам, сопряжена с риском наложения штрафов и ограничений со стороны регулятора. Поэтому при покупке авто из-за рубежа стоит проявлять осторожность и проверять юридическую чистоту сделки», — заключил он.
Чем ответит государство
27 мая Министерство коммерции КНР провело совещание с участием крупнейших производителей, включая BYD и Dongfeng, а также представителей платформы Guazi. Обсуждались меры по ужесточению контроля за операциями на рынке подержанных машин и борьбе с фальсификацией отчетности. В качестве возможного решения рассматривается создание механизмов, аналогичных тем, что применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) при борьбе с манипуляциями типа channel stuffing — накачкой каналов дистрибуции ради завышения финансовых показателей.