На проблему несправедливого расчета налога на гибридные автомобили в России неоднократно обращали внимание как профильные эксперты, так и сами владельцы таких транспортных средств.
В беседе с Autonews.ru директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов выразил мнение, что игры с суммированием мощностей электро- и бензиновых двигателей гибридных автомобилей имеют вполне понятную цель — создание заградительного барьера для импорта современных автомобилей в целях повышения конкурентоспособности отечественного автопрома в части стоимости владения автомобилем.
«Ничем от утилизационного сбора, не имеющего отношения к собственно утилизации и ставшего заменой государственной ввозной пошлине под лозунгами о защите экологии, это не отличается», — конкретизировал специалист.
Почему это важно
В актуальной редакции Налогового кодекса используется устаревший подход. В качестве основы начисления налога берется мощность мотора в лошадиных силах, а вопрос расчета мощности автомобилей с несколькими двигателями проработан откровенно плохо. Суть проблемы заключается в том, что максимальная мощность силовой установки не является простой суммой мощностей компонентов, входящих в нее. Для определения реальной мощности нужна специальная методика, учитывающая разные условия работы. В настоящее время налог на одни гибридные автомобили оказывается завышен, на другие — занижен. Случаются и курьезные ситуации, когда на одну и ту же модель начисляют разный налог из-за разной мощности в документах.
Проблему некорректного определения мощности гибридных транспортных средств в России Autonews.ru поднял еще в 2024 году. В редакцию обратились владельцы таких автомобилей с просьбой разобраться в особенностях налогообложения и исчисления мощности. Выяснилось, что в СТС нередко вписывают завышенную мощность, что приводит к увеличению налога. Проблема носит массовый характер.
В частности, обладатель гибридного кроссовера Toyota RAV4 Евгений рассказал, что в ходе оформления документов на машину не просто сложили мощность бензинового и электрических моторов, но и завысили производительность одного из электромоторов. В результате транспортный налог на самый обычный кроссовер достиг суммы в 42 тыс. руб.
Громадный налог делает нецелесообразной в России покупку современных и высокотехнологичных гибридных машин, хотя такие транспортные средства потребляют меньше топлива и изначально должны быть более выгодными с точки зрения эксплуатационных расходов.
«Получив документы из лаборатории, я счастливый прибегаю в МРЭО ставить на учет, и девушка там ошарашивает: оказалось, что мощность машины — не 178 л.с., а 280 л.с. И вот это для меня был шок!», — рассказал Autonews.ru автовладелец.

В каталоге автопроизводителя на данную модель указана максимальная мощность 222 л.с. По факту мощность ДВС конкретно этого RAV4 — 131 кВт, переднего электромотора — 48 кВт, а заднего — 11 кВт.
Как работает гибрид
В худшем положении оказались в России обладатели параллельных гибридов, у которых двигатель внутреннего сгорания (ДВС) крутит генератор для подзарядки тяговой батареи. Аккумуляторы у таких транспортных средств невелики, а запасенная энергия тратится лишь при разгонах и неспешной городской езде. К примеру, на Toyota RAV4 стоит батарея емкостью 1,2 кВт•ч, а зарядить ее от сети невозможно.
Иными словами, ДВС сжигает бензин, заряжает батарею, и уже потом запасенное электричество вращает электромоторы. Алгоритмы работы гибридной силовой установки заточены под экономию того самого топлива. В большинстве режимов машина едет просто от ДВС.
Как выгодно суммировать
После ухода из России всемирно известных автомобильных брендов в выдаваемых на гибриды ЭПТС стали суммировать мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей. Если прежде производители могли повлиять на эту ситуацию и предоставить реальные данные о мощности силовой установки, то теперь их мнение при одновременном отсутствии полноценной нормативной базы перестало учитываться.
Для документов мощность, исчисляемая в кВт (л.с.), берется МРЭО для СТС и для налоговой из ЭПТС. А электронный паспорт выдают испытательные лаборатории, выпускающие также Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Там прописывается показатель мощности. По электромоторам учитывается «максимальная 30-минутная мощность, кВт», которая берется из каталогов производителей. При отсутствии этого показателя в каталоге она рассчитывается самими лабораториями, но никаких измерений обычно не производят вовсе. Вместо максимальной 30-минутной мощности подставляется значение пиковой мощности, то есть значительно больший показатель. Затем мощность ДВС и электромотора суммируется и образуется фантастическое число, приводящее к не менее впечатляющему налогу. Примечательно, что параметр «30-минутной мощности» у самих автопроизводителей, как правило, отсутствует.