branding imagebranding image
РБК АВТО
Эксклюзив Автозаводы
Подписаться на Telegram-канал

Что происходит на бывших заводах Toyota и GM в Петербурге. Репортаж

На бывшем заводе GM в Шушарах появились сотни новых кроссоверов Jaecoo
До недавнего времени Санкт-Петербург был одним из центров по выпуску иномарок в России. Autonews.ru посетил бывшие предприятия Toyota и GM в рамках серии публикаций, посвященных работе заводов ушедших автобрендов
Фото: Autonews
Фото: Autonews

В Санкт-Петербурге и его окрестностях в начале 2000-х годов были открыты пять заводов по производству автомобилей. Все они остановили деятельность после начала военной операции на Украине.

Корреспондент Autonews.ru посетил бывшие предприятия Toyota и General Motors (GM), расположенные в промзоне в Шушарах, и выяснил, что там происходит прямо сейчас.

Завод GM: китайцы против корейцев

Открытое на Автозаводской улице в Шушарах в 2008 году предприятие американского концерна GM занималось выпуском моделей Opel Astra и внедорожников Chevrolet Blazer. Оттуда на российский рынок поступали некогда хитовые Chevrolet Cruze, которые до сих пор встречаются на дорогах. В 2015 году завод пришлось законсервировать из-за ухода марки Opel из России, а также сокращения продуктовой линейки Chevrolet до премиальных моделей Corvette, Camaro и Tahoe.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

В 2021 году предприятие выкупила Hyundai. Ожидалось, что его задействуют для расширения производства одноименных машин и родственных Kia. Однако корейцы заморозили деятельность в России после начала военной операции на Украине.

Площадка долго оставалась незадействованной, несмотря на проектную мощность примерно в 100 тыс. автомобилей в год с возможностью увеличения объемов. В ходе предыдущего визита в феврале 2024 года корреспондент Autonews.ru не заметил активности на предприятии — рядом стоял лишь брошенный корпоративный автобус, но ни о каком выпуске машин речи точно не шло.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Ситуация начала меняться ближе к концу прошлого года, когда стало известно, что на заводе, перешедшем во владение компании «Арт-Финанс» (структура AGR Automotive Group, АГР), планируется наладить выпуск машин китайской марки Jaecoo. Этому же холдингу, к слову, теперь принадлежат завод Hyundai в промышленной зоне Каменка (Санкт-Петербург) и бывший завод Volkswagen в Калуге. Правда, в АГР о запуске Jaecoo не распространялись и отказались от официальных комментариев.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

В ходе нынешнего визита корреспондент Autonews.ru убедился в возобновлении активности предприятия. Так, на парковке для сотрудников завода и рядом со станцией метро «Шушары», которая граничит с его территорией, находилось огромное количество автомобилей, а параллельная КАД дорога была полностью заставлена фурами.

Вблизи проходной были замечены сотрудники и уборочная техника, а накопительная площадка для машин, расположенная слева от производственного корпуса, оказалась заставлена различными моделями новой марки Solaris, под которой выпускают перелицованные Hyundai и Kia. Тут и седаны HS, и кроссоверы HC.

Ближе к центральному въезду были припаркованы кроссоверы Jaecoo J8, очевидно, собранные в стенах предприятия.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Autonews.ru не обнаружил логотипов и названий на корпусах зданий. Дорожные знаки также не указывают на наличие автомобильного производства в Шушарах.

Завод Toyota: русский премиум

Прямо напротив находится громадный производственный комплекс, ранее принадлежавший Toyota. Здесь выпускались кроссоверы RAV4 и седаны среднего класса Camry. Площадка была запущена в 2007 году и к моменту заморозки в 2022 году вышла на производственную мощность в 100 тыс. единиц в год.

Объехав на автомобиле вокруг предприятия, корреспондент Autonews.ru не заметил на его территории никакой активности. Нет и фирменных вывесок, а былую принадлежность к Toyota можно опознать лишь по серебристо-красной световой схеме.

Справа от главного здания предприятия находится вспомогательный выезд, его используют городские автобусы. Это подкрепляет предположение о том, что завод не заброшен и выполняет роль автобусного парка.

Прогуливаясь по асфальтированной дорожке вокруг территории, корреспондент Autonews.ru встретил сразу несколько ядовитых змей. Согласно данным спутниковой карты, справа от производственного корпуса завода Toyota находится громадная заболоченная территория, где и могут обитать гадюки.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Что будет дальше с заводом, пока остается загадкой. После приостановки производства дочерняя компания Toyota в России получила более 1,35 млрд руб. в качестве займов от иностранных организаций, а после закрытия завод в Шушарах даже заработал 19 млн руб. Весной 2023 года российские активы японского бренда, включая сборочный завод, были проданы ООО «Шушары-Авто» (принадлежит ФГУП «НАМИ») без опциона по обратному выкупу. Предприятие передано российской марке премиальных автомобилей Aurus, но выпуск этих машин в Петербурге пока так и не стартовал.

Читайте также: