Июль принес россиянам множество нововведений, часть из которых напрямую коснулась водителей. Помимо очередного увеличения ряда штрафов, власти ограничили выдачу автокредитов в количественном выражении.
В чем суть новшества
Ограничить выдачу потребительских и автокредитов власти вынудила чрезвычайно высокая закредитованность населения. По оценке экспертов, до 80% всех продаж автомобилей в стране осуществляются в кредит. При этом у многих россиян есть другие кредитные обязательства, поэтому справиться с долговой нагрузкой становится крайне сложно. Купить машину без привлечения займа могут лишь порядка 15–25% граждан.
В апреле регулятор на заседании совета директоров принял решение о введении ограничений на выдачу кредитов. Указание вступило в действие с 1 июля 2025 года. Суть его сводится к тому, что в отношении банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций (МФО) вводятся макропруденциальные (количественные) лимиты на автокредиты и потребительские кредиты под залог транспортного средства.
В ЦБ обратили внимание на то, что банки и МФО активно выдавали займы в виде залога транспортного средства, однако получателями их большей части (58%) оказались граждане с долговой нагрузкой свыше 50%.
Нововведение коснется тех клиентов, у которых уже оформлены займы. Банки и МФО смогут выдавать не более 5% автокредитов с предельной долговой нагрузкой (ПДН) 80% и не более 20% — с ПДН 50% от общего числа новых кредитов. Для того чтобы занять свыше 1 млн руб., потребуется официальное подтверждение заработка.
Регулятор уверен, что введение ограничений никак не скажется на возможности получить кредит для граждан, желающих приобрести машину. По его мнению, ограничения установлены с запасом для целевых автокредитов.

Нюансы
По словам директора департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрея Игнатенко, введение Центробанком ограничений на выдачу кредитов — естественная реакция на продолжающийся рост долговой нагрузки населения.
«Многочисленные нововведения 2024 года уже значительно охладили рынок кредитования, и логично представить, что новая мера продолжит данный тренд, а в ближайшее время мы увидим больше отказов со стороны банков по кредитным заявкам потенциальных покупателей», — считает эксперт.
Собеседник отметил, что ограничения означают в большей степени снижение доступности автокредитов для покупателей с высоким уровнем закредитованности.
Директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков подчеркнул, что прогнозировать, как введение ограничений по выдаче кредитов повлияет на продажи машин, пока сложно, но заметил, что по наиболее востребованным автомобильным брендам доля продаж в кредит превышает 70%, что делает рынок крайне чувствительным к любым изменениям в части кредитования.
Что ждет рынок
С учетом и без того крайне низкой доступности кредитов для граждан, желающих купить автомобиль, не исключено дальнейшее падение российского авторынка.
«С учетом того, что рынок сейчас далеко не в лучшей форме, а именно демонстрирует снижение продаж к прошлому году почти на 30%, дополнительные ограничения в части кредитования могут отложить восстановление рынка на еще более отдаленную перспективу», — пояснил Мольков.
По оценке Андрея Игнатенко, текущие ставки кредитования на автомобили с пробегом «охладили» целевую аудиторию, а с новыми автомобилями ситуация иная.
«Фокус со стороны импортеров на субсидированные программы кредитования усилился в 2025 году, и это позволяет удерживать кредитную долю на высоком уровне, а недавнее снижение ключевой ставки во многих случаях было переложено на фактическую клиентскую ставку, что привело в пропорциональному снижению», — считает он.