РБК АВТО
Что и как делать
Подписаться на Telegram-канал

Педали на «механике»: как расположены и как правильно на них нажимать

Все о расположении педелей на МКПП: как трогаться, как не заглохнуть, приемы
Несмотря на то что механическая коробка постепенно уходит в прошлое, значительная доля автопарка нашей страны — именно на МКПП. Как новичку освоиться с тремя педалями, объясняет Autonews.ru
Фото: Wachira W / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Wachira W / Shutterstock / FOTODOM
  1. Расположение педалей на механике
  2. Как правильно работать с педалями на старте и торможении
  3. Главное

Расположение педалей на «механике»

В любом автомобиле с МКПП педали расположены в следующем порядке слева направо: сцепление, тормоз, газ. В английском языке на этот счет есть «запоминалка»: ABC справа налево. Это расшифровывается как «Accelerator/Brake/Clutch» — то есть газ, тормоз и сцепление.

На самом деле подобные шпаргалки полезны только на самых ранних этапах обучения. В жизни расположение педалей должно быть заложено в мышечную память, а ноги должны работать автоматически. В противном случае, если вспоминать, где на что нажать во время движения, авария неминуема.

Сцепление отвечает за связь между двигателем и колесами. Когда педаль в полу, связь разрывается: колеса машины вращаются свободно и не зависят от оборотов двигателя. Когда сцепление отпущено, мотор связан с колесами посредством промежуточного звена — коробки передач. Выбранная водителем передача определяет скорость и тягу, которую мотор передает колесам.

Фото: Shutterstock Статьи 31 января 2024 Что такое МКПП и как она устроена
BMW Z4 Рынок 20 мая 7 новых машин, которые можно купить с «механикой». Есть даже внедорожники

Нажатие на тормоз задействует исполнительные механизмы, расположенные рядом с колесами. В случае дисковых тормозов колодки зажимают тормозные диски. Если установлены барабаны (сзади на недорогих машинах) — колодки распирают изнутри тормозные барабаны.

Педаль газа управляет подачей воздуха и топлива в двигатель. Чем сильнее нажат газ — тем более насыщенная смесь топлива и воздуха наполняет цилиндры. Соответственно, тем выше мощность и скорость автомобиля.

Как правильно нажимать педали на «механике»

Левая нога отвечает только за сцепление. Соответственно, правая ступня работает с газом и тормозом. По классике в автошколе обучают ставить правую ногу так, чтобы ступня могла работать с двумя педалями без отрыва пятки от пола. При этом левая, так как рабочий ход сцепления большой, переставляется на педаль и убирается с нее после окончания нажатия.

Левая нога отвечает только за сцепление. Соответственно, правая ступня работает с газом и тормозом
Левая нога отвечает только за сцепление. Соответственно, правая ступня работает с газом и тормозом (Фото: Todja / Shutterstock / FOTODOM)

Как трогаться на «механике»

  1. Убедиться, что нажата педаль тормоза — в этом случае машина не откатиться в процессе старта.
  2. Не отпуская тормоз, нажать педаль сцепления.
  3. Включить первую передачу.
  4. Начать плавно отпускать сцепление. Как только двигатель начнет «напрягаться», а обороты падать (момент включения сцепления), отпустить тормоз и плавно добавить газа. Сцепление продолжает плавно отпускаться. Через пару секунд после начала движения можно окончательно убрать ногу со сцепления.

Отметим, что базовое упражнение в автошколе не включает в себя нажатие тормоза при старте. Но лучше с самого начала приучать себя держать машину на тормозе. Во-первых, впоследствии это намного облегчит сдачу «старта в горку». А во-вторых, это просто полезный навык, который поможет избежать мелких неприятностей в будущем.

На какие педали нажимать при торможении на «механике»

  1. Пока машина едет быстро, используется только педаль тормоза. В этом случае тормозам помогает еще и двигатель. Дело в том, что, когда газ отпущен, а сцепление не нажато, падающие обороты постепенно замедляют автомобиль. Это так и называется — торможение двигателем. Тогда замедление происходит либо естественным путем (накатом), либо дополнительным нажатием тормоза. Сцепление не трогается.
  2. Когда скорость снижается до 20 (примерно) км/ч, обороты двигателя начинают падать ниже холостых. Это может привести к тому, что он заглохнет, поэтому перед полной остановкой в дополнение к тормозу нажимается педаль сцепления.

Потребуется наработка опыта и пресловутое «чувство автомобиля», чтобы останавливаться с максимально долго ненажатым сцеплением (так торможение эффективнее), но при этом не глохнуть перед светофором, успевая вовремя утопить левую педаль.

Когда скорость снижается до 20 (примерно) км/ч, обороты двигателя начинают падать ниже холостых. Это может привести к тому, что он заглохнет
Когда скорость снижается до 20 (примерно) км/ч, обороты двигателя начинают падать ниже холостых. Это может привести к тому, что он заглохнет (Фото: Soloviova Liudmyla / Shutterstock / FOTODOM)

Что запомнить о педалях на «механике»

  • Расположение педалей на МКПП всегда одинаково, даже на правом руле. Слева направо это сцепление, тормоз, газ.
  • Плавный старт предполагает выжим сцепления, включение первой передачи и затем плавное отпускание сцепления с плавным добавлением газа. Лучше приучить себя параллельно со сцеплением отпускать и тормоз, который будет всегда нажат, пока машина стоит.
  • Тормозить со скорости нужно с отпущенным сцеплением — это эффективнее и не перегреет тормоза. Нажимать левую педаль стоит только под конец торможения, на малой скорости, чтобы не заглохнуть.

Читайте также: