АвтоВАЗ раскрыл стоимость Lada Iskra сразу в нескольких комплектациях: от базовой версии с минимальным оснащением до топовой модификации с автоматической коробкой передач. Autonews.ru обратился к профильным экспертам с просьбой оценить рыночные перспективы новой модели: насколько она отвечает текущим запросам потребителей, какие у нее шансы на коммерческий успех и с кем ей предстоит конкурировать.
Успех Iskra зависит от АвтоВАЗа
По мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, Lada Iskra предназначена для расширения линейки моделей в ключевом для АвтоВАЗа ценовом сегменте — от 1 млн до 2 млн руб. По своим размерам и стоимости новинка занимает промежуточное положение между Granta и Vesta, логично дополняя существующее предложение бренда.
Целиков уверен, что интерес к Iskra на старте продаж будет высоким. Традиционно к новым моделям АвтоВАЗа приковано внимание.
«Продаваться будет, а объемы зависят от маркетингового позиционирования самого АвтоВАЗа. Насколько для нее раздвинут нишу», — отметил Целиков.

Эксперт отмечает, что часть потенциальных покупателей Granta и Vesta, вероятно, сделают выбор в пользу Iskra. Тем не менее совокупный объем продаж этих трех моделей, по его оценке, может оказаться на 20–25% выше, чем в случае с двумя.
К сильным сторонам новинки он относит именно фактор новизны — это привлекает внимание и стимулирует интерес со стороны покупателей. Вместе с тем Целиков не исключает, что в первые месяцы эксплуатации могут проявиться «детские болезни» модели, особенно если ее начнут активно тестировать блогеры и независимые обзорщики. Похожая ситуация, по его словам, ранее наблюдалась с Lada Niva Sport.
Кроме того, эксперт напомнил, что в нынешних условиях производить автомобили в России сложно: слабая компонентная база и ограничения по технологиям серьезно сказываются на стабильности производства. По его словам, сегодня проще всего «перевешивать шильдики», чем создавать действительно новые продукты с нуля.
Успех Iskra обеспечат госпрограммы
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов напомнил, что, по замыслу производителя, Iskra должна стать привлекательной в первую очередь для молодой аудитории, а также новым драйвером продаж марки.

Эксперт отмечает, что конкуренция в сегменте B остается высокой, особенно со стороны таких иностранных моделей, как Hyundai Solaris, Kia Rio и Renault Logan. Однако существенное преимущество Iskra — высокая степень локализации (более 90%) и участие в государственных программах поддержки, включая льготное автокредитование. Это делает модель более устойчивой к внешним рискам и привлекательной с точки зрения конечной цены для покупателя.
Среди сильных сторон новинки Тузов называет разнообразие модификаций: Iskra предлагается в трех типах кузова (седан, универсал и универсал SW Cross) и оснащается несколькими версиями 1,6-литрового бензинового двигателя с различными трансмиссиями.
«Из преимуществ модели можно отметить начальную стоимость — от 1,249 млн руб., что позволяет конкурировать даже с самыми бюджетными иностранными аналогами, и качество сборки», — заявил Тузов.
В то же время у модели есть и слабые стороны. Тузов обращает внимание на ограниченный выбор силовых установок: поначалу доступны лишь две версии одного бензинового мотора, что может отпугнуть часть клиентов. Также он указывает на ограниченное пространство во втором ряду, что может вызывать дискомфорт у высоких пассажиров, особенно в сравнении с конкурентами.

«Несмотря на это, прогнозируется высокий спрос на Lada Iskra, особенно учитывая популярность отечественных автомобилей в России. Государственная поддержка, широкая доступность кредитов и адаптация к российским условиям эксплуатации создают условия для устойчивого роста продаж», — заключил эксперт.
Высокая цена и слабое оснащение
А вот президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин не разделяет подобного оптимизма. По его словам, стоимость автомобиля с учетом предлагаемых характеристик выглядит завышенной, особенно на фоне конкурентов.
Шапарин сравнивает ценник Iskra с предложениями от других брендов — как китайских, так и тех, что никогда не продавались в России официально. Например, кроссовер Haval Jolion с двигателем мощностью 150 л.с. и существенно более богатым оснащением доступен за 2 млн руб., что эквивалентно примерно 13 100 руб. за одну лошадиную силу. Для сравнения: новая Tesla Model Y с мощностью 514 л.с. обойдется в 5,9 млн руб., то есть около 11 400 руб. за «лошадь».
На этом фоне даже базовая версия Lada Iskra с 90-сильным мотором выглядит менее выгодно: стоимость 1 л.с. превышает 13 800 руб. В топовой комплектации ситуация еще острее — 1,8 млн руб. за 106 л.с., или почти 17 тыс. за 1 л.с.