branding imagebranding image
РБК АВТО
Рынок
Подписаться на Telegram-канал

Падение на 28%. Что на самом деле случилось с российским авторынком

Solaris продемонстрировал положительную динамику продаж
Autonews.ru изучил тренды российского авторынка по итогам первого квартала 2025 года
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Согласно данным агентства «Автостат», за первый квартал было реализовано 399,8 тыс. новых автомобилей. Этот показатель на 28% ниже, чем за аналогичный период минувшего года, когда продажи составили 554 тыс. штук. Autonews.ru разобрался в изменениях автомобильного сектора страны.

Легковые пертурбации

Особенно тревожной выглядит ситуация в сегменте новых легковых автомобилей. Падение — 27% по сравнению с январем—апрелем 2024 года. Всего за отчетный период было продано 342 278 машин против 465 709 штук годом ранее.

Анализ помесячных данных позволяет выявить несколько важных тенденций:

  • Наиболее заметное падение продаж произошло в марте (-46% к марту 2024 года).
  • В апреле негативная динамика несколько смягчилась (-26%).
  • Однако по сравнению с мартом текущего года апрельские продажи показали рост на 28%.

Лидеры и аутсайдеры

Среди автомобильных брендов ситуация складывается неоднозначно. Абсолютным лидером продаж остается Lada, несмотря на 33-процентное падение по сравнению с прошлым годом. В апреле 2025 года было реализовано 28 523 автомобиля этой марки (42 594 годом ранее). Рыночная доля бренда сократилась с 31,4 до 28,4%.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Особого внимания заслуживает тот факт, что из топ-10 самых продаваемых марок только две показали положительную динамику:

  • Belgee (+29%, 3909 штук);
  • Solaris (+130%, 2300 штук).

Наибольшее падение продемонстрировали:

  • Omoda (-46%, 2619 штук);
  • Changan (-46%, 4490 штук).

Кроссоверный микс

Несмотря на общее падение, сегмент SUV продолжает демонстрировать положительную динамику. За первые четыре месяца этого года в России было продано 164 898 кроссоверов. При этом данный показатель скромнее на 30,6%, чем за аналогичный период в прошлом году. Но также стоит отметить, что доля SUV относительно всех проданных транспортных средств выросла до рекордных 68,2%.

Топ-3 самых популярных кроссоверов:

  • Haval Jolion — 11 879 штук (-26%);
  • Chery Tiggo 7 Pro Max — 11 066 штук (+15%);
  • Lada Niva Travel — 8657 штук (-32%).

Интересно отметить, что китайские производители продолжают укреплять свои позиции в этом сегменте, занимая восемь позиций из десяти в рейтинге самых продаваемых SUV.

Коммерческий транспорт

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в первом квартале 2025 года сократился на 20%, до 18 143 штук. При этом наблюдаются любопытные тенденции в распределении долей рынка.

  • Российские производители сохраняют доминирование с долей 93% (16 476 штук).
  • Китайские бренды демонстрируют рост с 687 до 750 штук.
  • Доля китайских LCV достигла 4,2% (+1,2 процентного пункта).

Лидером среди китайских коммерческих автомобилей стал Foton с впечатляющим ростом продаж на 168% (с 131 до 351 штуки).

Вторичка

Чуть лучше ситуация на вторичном рынке, который демонстрирует более устойчивые показатели. За прошлый месяц в России продали 603,7 тыс. автомобилей. Это всего лишь на 3,1% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. А сравнивая с мартом 2025 года, эксперты и вовсе отмечают рост на 12,4%.

Основные тренды вторичного рынка:

  • легковые автомобили: 531,6 тыс. штук (+12,9% к марту, -3,2% к апрелю 2024 года);
  • пикапы: рост на 5,5% в годовом выражении;
  • LCV: +9,2% к марту, но -1,8% к апрелю 2024 года;
  • тяжелые грузовики: +9,6% к марту, -5,2% к прошлому году.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Перспективы авторынка

С одной стороны, продолжается переориентация потребителей на китайские бренды. С другой — сохраняется высокий спрос на подержанные автомобили как более доступную альтернативу новым.

Еще больше интересного об автопроме — в талеграм-канале Autonews