branding imagebranding image
РБК АВТО
Цены
Подписаться на Telegram-канал

Сколько нужно зарплат на новую иномарку. Мы все посчитали (таблица)

Autonews: россиянину нужно 41 месяц откладывать всю зарплату на иномарку
Доступность новых машин в России остается на низком уровне. Autonews.ru выяснил, сколько в действительности придется копить на новый автомобиль
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

В странах с развитой экономикой принято считать, что цена машины не должна превышать полугодовой доход семьи. Согласно официальным данным Росстата, в феврале 2025 года средняя начисленная зарплата до уплаты налогов составила 89 646 руб.

Говоря о семье, в которой работают двое взрослых, эту сумму следует умножить на два, а затем — на шесть месяцев. Получаем 1 075 752 руб. Согласно упомянутому выше правилу, эту сумму можно отложить на покупку машины без особого ущерба для нормальной жизни.

За указанную сумму можно рассчитывать лишь на самую дешевую машину, представленную на российским рынке — Lada Granta в одной из начальных комплектаций. Например, седан в версии Classic'24 оценивается АвтоВАЗом в 966 000 руб., но оптимальным выбором станет машина в исполнении Comfort'24 за 1 077 000 руб.

Lada Granta
Lada Granta (Фото: Autonews)

По подсчетам «Авто.ру Оценка» (статистика имеется в распоряжении Autonews), в апреле 2025 года средняя стоимость нового автомобиля китайского происхождения в России составила 3,7 млн руб., а легковушки отечественного производства — 1,58 млн. Напомним, что в 2025 году китайские иномарки — чуть ли не единственные «белые» иномарки, представленные в отечественной продаже.

По формуле полугодового дохода для покупки китайского авто каждый из двух членов семьи должен зарабатывать не менее 308 тыс. руб. в месяц. Для покупки российской машины ежемесячный уровень дохода каждого из членов семьи должен быть примерно на уровне 132 тыс. руб.

В последние годы измерять доступность автомобилей в России принято в других величинах: делить цену транспортного средства на средний месячный доход, как если бы на покупку откладывались абсолютно все заработанные деньги. Руководствуясь этой формулой, проследим, как менялась доступность машин за последние десять лет.

2015 год. 41,1 месяца

В 2015 году зарплата среднестатистического россиянина была в 2,6 раза ниже, чем сегодня, — лишь 34 030 руб. При этом новую легковушку можно было приобрести за 1,2 млн руб. Это значит, что накопить на нее можно было за 35,3 месяца. Стоимость иномарки на тот момент составляла 1,4 млн. Копить на нее требовалось 41,1 месяца, или 3,4 года.

2016 год. 43,6 месяца

Согласно Росстату, в 2016 году среднестатистический россиянин получал 36 709 руб. в месяц. При этом новенькая иномарка, по данным «Автостата», в среднем стоила 1,6 млн, а новая легковушка в целом (с учетом отечественной техники) — 1,4 млн руб. Копить на них нужно было 43,6 месяца и 38,1 месяца соответственно.

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

2017 год. 39,6 месяца

Восемь лет назад в среднем россияне получали 39 167 руб. в месяц, в то время как новый легковой автомобиль оценивался в 1,33 млн руб., а иномарка стоила невероятные по сегодняшним временам 1,55 млн. Копить на них, откладывая весь доход, нужно было 33,9 месяца (2,8 года) и 39,6 месяцев (3,3 года) соответственно.

2018 год. 37,7 месяца

В 2018 году среднемесячная зарплата в стране составляла 43 724 руб., в то время как новенькая легковушка стоила 1,43 млн. Копить на нее нужно было 33 месяца, или 2,7 года. Для сравнения, стоимость средней иномарки составляла 1,65 млн, а копить на нее нужно было 37,7 месяца, то есть 3,1 года.

2019 год. 38 месяцев

Среднемесячный доход в 2019 году составил по стране 47 867 руб., в то время как иномарки в среднем оценивались в 1,82 млн, а новые легковушки в целом — в 1,55 млн руб. Копить на них требовалось 38 месяцев (3,2 года) и 32,4 месяца (2,7 года) соответственно.

2020 год. 31,4 месяца

В 2020 году копить на иномарку среднестатистическому россиянину при цене 1,8 млн руб. нужно было 31,4 месяца (2,6 года), а на новенький легковой автомобиль средней стоимостью 1,68 млн руб. (с учетом российских моделей) — 29,3 месяца (2,4 года). При условии, если откладывать вообще всю зарплату, которая на тот момент составляла 51 344 руб.

2021 год. 36,9 месяца

Согласно Росстату, в 2021 году среднестатистический россиянин получал в месяц 57 244 руб., в то время как новая легковушка в среднем стоила 2 млн, а иномарка — 2,11 млн руб. Копить на них требовалось 34,9 месяца (2,9 года) и 36,9 месяца (3 года) соответственно.

2022 год. 52 месяца

В поворотном для российского автопрома и авторынка 2022 году средняя цена нового автомобиля составила 2,38 млн руб., а купить иномарку в среднем можно было за 3,4 млн руб. Копить, откладывая все получаемые средства при среднемесячном доходе 65 338 руб., нужно было 36,4 месяца (3 года) и 52 месяца (4,3 года) соответственно.

Фото: MikeSaran / Shutterstock / FOTODOM
Фото: MikeSaran / Shutterstock / FOTODOM

2023 год. 52,1 месяца

Среднемесячный доход по стране в 2023 году, по официальным данным Росстата, составил 74 854 руб. При этом средняя стоимость автомобиля иностранного производства составила 3,9 млн, а средняя цена машины с учетом российской техники держалась на отметке 2,96 млн руб. Копить на иномарку, откладывая весь доход, требовалось в среднем 52,1 месяца (4,3 года), а на среднестатистический новый автомобиль — 39,5 месяца (3,3 года).

2024 год. 42,3 месяца

В 2024 году, согласно данным Росстата, среднестатистический россиянин зарабатывал 87 952 руб. в месяц, при этом новая легковушка, по подсчетам аналитического агентства «Автостат», в среднем стоила 3,12 млн руб. Копить на нее, откладывая все средства, нужно было 35,5 месяца, или без малого три года. Иномарка в среднем стоила 3,72 млн руб. Копить на нее требовалось 42,3 месяца, или 3,5 года.

2025 год. 41,3 месяца

По статистике «Автостата», которой на форуме автобизнеса FinAuto — 2025 поделился исполнительный директор агентства Сергей Удалов, в марте в среднем купить новый легковой автомобиль у нас можно было за 3,11 млн руб. Чтобы накопить на него, среднестатистический россиянин должен откладывать весь среднемесячный доход в размере 89 646 руб. на протяжении 34,7 месяца, или 2,9 года.

Чтобы накопить на иномарку средней стоимостью 3,7 млн, нужно откладывать весь доход на протяжении 41,3 месяца. Доступность новой российской машины значительно выше: при средней цене 1,58 млн руб. откладывать придется 17,6 месяца, или примерно полтора года.

Фото: AnnMishel / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AnnMishel / Shutterstock / FOTODOM

Для удобства мы свели среднюю заработную плату и срок накопления на автомобиль в таблицу по годам

Год Средняя цена легковушки, млн руб. Средняя цена иномарки, млн руб. Срок накопления на легковушку, мес. Срок накопления на иномарку, мес. Средняя зарплата в месяц, руб.
2015 1,2 1,4 35,3 41,1 34 030
2016 1,4 1,6 38,1 43,6 36 709
2017 1,33 1,55 33,9 39,6 39 167
2018 1,43 1,65 33 37,7 43 724
2019 1,55 1,82 32,4 38 47 867
2020 1,68 1,8 29,3 31,4 51 344
2021 2 2,11 34,9 36,9 57 244
2022 2,38 3,4 36,4 52 65 338
2023 2,96 3,9 39,5 52,1 74 854
2024 3,12 3,72 35,5 42,3 87 952
2025 3,11 3,7 34,7 41,3 89 646

Несмотря на в целом позитивную динамику, наблюдаемую после 2022 года (по статистике год от года копить на новую машину за счет роста зарплат приходится чуть меньший срок), доступность автомобилей для россиян, по мнению президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, в любом случае будет падать. И дело здесь не только в цене машин и уровне зарплат.

В беседе с Autonews.ru эксперт указал на несколько тревожных факторов:

  • недоступность парковки;
  • недоступность кредитов и низкая возможность их обслуживания;
  • снижение конкуренции на рынке;
  • дальнейший рост цен.

«Даже на новую российскую машину Lada Granta за 1 млн руб. придется откладывать больше года. И совершенно понятно, что автомобиль в такой конфигурации становится абсолютной роскошью. Мы будем видеть дальнейшее сокращение количества тех, кто может приобрести машину», — поделился мнением эксперт.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Специалист уверен, что тренд на удорожание машин окажется долговременным и устойчивым, поскольку дешевые кредиты надолго останутся недоступными. Все это приведет к дальнейшему увеличению возраста автопарка и росту сроков владения транспортными средствами.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов в беседе с Autonews.ru отметил, что, учитывая рост стоимости нового автомобиля на 50% за последние два года и в три раза — за десять лет, срок накоплений на покупку авто из-за рубежа существенно увеличился. Если десять лет назад для покупки среднестатистического автомобиля нужно было откладывать доход за 30 месяцев, то сейчас, по подсчетам эксперта, — примерно 41 месяц.

Собеседник подчеркнул, что позволить себе приобрести машину без использования заемных средств могут более 50% россиян. Автомобиль в России продолжает оставаться одним из наиболее эффективных инструментов инвестирования, поэтому на его покупку нередко тратятся накопления за многие годы.

С точки зрения инвестиций, по мнению Тузова, стоит рассматривать покупку наиболее ликвидных моделей: «К автомобилям с наибольшим ростом стоимости после трех лет владения относятся, например, автомобили Toyota Rav4 (минус 15–20% от первоначальной цены) и Kia Rio (20–25%)».

Читайте также: