В первой половине 2025 года на автомобильном рынке России сформировалась противоречивая картина. С одной стороны, впервые за долгое время цены на новые машины пошли вниз, а дилеры начали активно внедрять всевозможные скидочные программы. Однако уже в начале лета ситуация может диаметрально измениться. К чему стоит готовиться в ближайшее время — в материале Autonews.ru.
Отмена скидок
Как считает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, сами по себе цены на новые автомобили в ближайшие два-три месяца останутся стабильными. Однако скидки, которые сейчас предоставляют многие производители, будут постепенно снижаться.
«По мере полной распродажи стока 2024 года уйдут и все максимально выгодные предложения», — пояснил эксперт.
Аналогичного мнения придерживается президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его мнению, период скидок уже подошел к концу, рынок ждет повышение цен.
«Дисконт давался на зависшие машины 2023–2024 годов. Сейчас они почти разошлись, и ситуация постепенно начнет меняться», — объяснил он.
Управляющий директор группы«Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов ожидает, что запасы автомобилей прошлого года выпуска у дилеров и импортеров закончатся к середине лета. Одновременно с этим и перестанут действовать специальные предложения на их покупку.
«К июлю можно ждать роста цен в сегменте примерно на 10–15%», — заключил он.

Взлет цен
На рост цен могут повлиять несколько факторов. Агаджанов считает, что важную роль будет играть курс рубля.
«Потенциальное укрепление иностранных валют может привести к росту цен на ввозимые автомобили, поскольку их стоимость тесно связана с курсами доллара и юаня. Отечественные машины будут дорожать менее значительно — всего на 7–9%», — уверен он.
Шапарин напомнил о повышенных ставках утилизационного сбора. По его мнению, к лету новые тарифы начнут отражаться на стоимости машин.
«Основной вопрос, кто тут возьмет на себя основной удар. Первый вариант — потребитель, на которого просто переложат весь дополнительный ценник. Либо это может быть дистрибьютор, вынужденный отказаться от части прибыли», — рассуждает эксперт.
Впрочем, генеральный директор по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев даже без учета этих факторов назвал возможное повышение цен неизбежным. По его прогнозу, стоимость нового автомобиля может вырасти на 3–4%. Он напомнил, что в этом году средневзвешенная цена машины без пробега снизилась на 7% из-за борьбы с переизбытком запасов и массированных мер поддержки спроса на фоне падения продаж.

С этим прогнозом согласен и заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев. Он прокомментировал, что повышение цен на машины точно будет и, более того, некоторые производители его уже начали.
«Это будет плавно, по мере сокращения стоков, то одна модель подорожает, то вторая. В то же время, где стоки очень большие, подорожания не планируется», — заметил он.
Ликвидация стоков
Одна из главных проблем продавцов в 2025 году — затоваривание складов. Именно дилерские стоки оказали прямое влияние на ввод дополнительных скидок и снижение цен. Впрочем, по расчетам Сергея Целикова, основная часть стока прошлогодних машин (80–90%) к середине лета закончится.
Аналогичным прогнозом поделился и Александр Николаев. Он считает, что производители на 80% смогут распродать запасы летом. Однако уточнил, что останутся некоторые модели, которые не найдут покупателей даже до конца года.
Ренат Тюктеев отметил, что объемы импорта новых легковых автомобилей за четыре месяца снизились на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом марки противодействуют избыточным запасам (оверстокам), сформировавшимся осенью прошлого года.
«К маю уровень складских запасов нормализовался. Сейчас импортеры располагают трех-четырехмесячным запасом. В результате летом может возникнуть ситуация легкого дефицита, и скидки могут сократиться через месяц-полтора», — уточнил он.