Первые экраны начали появляться в машинах еще в конце прошлого века. Тогда они были прерогативой исключительно дорогих моделей. Однако сейчас огромный сенсорный дисплей можно встретить даже в самых бюджетных автомобилях. Цифровые решения заменили собой все привычные ручки и «крутилки». Теперь управление климатом, переключение радиостанции и даже переключение КПП выполняется с помощью тапов и свайпов.
Покупатели, особенно в Китае, действительно хотят больше экранов, больше функций, больше визуального контента. Но в последнее время все чаще звучат вопросы, не слишком ли много в машине экранов, насколько это безопасно и удобно ли в движении. Производители планомерно начинают задумываться, как можно избавиться от дисплеев.
Инновации от производителей
Довольно элегантное решение придумали инженеры Bentley. В Continental GT экран остается скрытым даже после включения зажигания. Чтобы появился дисплей, необходимо нажать специальную кнопку. Экран больше не нужен? Он снова спрячется под деревянной отделкой.

У компании Continental (не путать с Bentley) есть прототип под названием In2Visible. Его фишка — полностью скрытый экран, встроенный прямо в текстуру панели. Пока он выключен, его не видно совсем. Но стоит активировать систему — и перед глазами возникает изображение. Сейчас это лишь прототип.

Машины без мультимедиа
Недавно мы рассказывали вам про стартап Slate, основанный бывшими инженерами Tesla и Rivian. Создатели миниатюрного пикапа пошли еще дальше. В их автомобиле вообще отсутствует мультимедийная система. Есть только маленький экран за рулем — для показаний скорости и остатка батареи. При желании вы можете установить на торпедо ваш смартфон.
Такая идея называется BYOD — Bring Your Own Device, или «приноси свое устройство». Она родилась в корпоративной среде, где сотрудники начинали использовать личные ноутбуки и смартфоны вместо рабочих. Теперь эта идеология приходит и в автомобили.

Использование проекции
Отображать информацию прямо на лобовом стекле придумали еще в 1980-х — тогда в General Motors сделали первую проекцию на лобовое стекло. Сегодня проекционные экраны есть во многих авто бизнес-класса и выше.
Но BMW решила доработать уже привычную технологию. В 2025 году на рынок выходит линейка электромобилей Neue Klasse и вместе с ней система Panoramic Vision. Это уже не просто проекция перед глазами водителя: система охватывает все лобовое стекло и может показывать маршрут, подсказки навигации, музыку, настройки, да хоть сообщения из мессенджеров. Подобное уже было реализовано различными автопроизводителями. Но ранее вся информация была доступна исключительно водителю.

Убирать экраны никто не собирается. BMW оставит и привычный дисплей. Но направление ясно: информация должна размещается прямо перед глазами — там, где ее действительно удобно воспринимать, не отрываясь от дороги.
Российское решение
Пресс-служба бренда «Атом» сообщила, что отечественный электромобиль будет комплектоваться стеклами российского производства. Разработкой и выпуском стеклянных элементов занимается Борский стекольный завод — партнер компании «КАМА».
Особое внимание в сообщении уделено передовым технологиям, которые будут реализованы в модели. В частности, речь идет о системе дополненной реальности AR HUD. По словам представителей бренда, это станет важным шагом для развития отечественного автопрома: в «Атоме» появится проекционный дисплей с широкой проекцией и соотношением сторон 13:6. Система будет формировать изображение, сопоставимое с экраном диагональю более трех метров, визуально расположенным примерно в 12 метрах перед водителем — по уровню это решение сравнимо с аналогами в премиум-сегменте мировых брендов.

Для поддержки работы AR HUD в конструкции предусмотрено многослойное лобовое стекло с клиновидной ПВБ-пленкой, обеспечивающей четкую проекцию. Кроме того, на внутреннюю сторону стекла будут установлены камеры, обеспечивающие функционирование системы помощи водителю (ADAS).
Виртуальная реальность для пассажиров и водителей
Технологии VR и AR в повседневной жизни уже давно никого не удивляют. Но их успешной реализации в различных системах автомобилей все еще нет.
Audi, например, вместе с компанией Holoride тестировала систему виртуальных развлечений для пассажиров. Надеваете гарнитуру — и вместо наблюдения за меняющимся пейзажем начинаете во что-нибудь играть. При этом изображение синхронизируется с движением машины, чтобы не укачивало.