Почему в машине течет масло
В автомобильных узлах большое количество уплотнений, которые со временем могут терять герметичность. Происходит это по разным причинам — как естественным, так и вследствие поломок.
- Естественное старение прокладок, сальников и герметика. Здесь понятно: материалы изнашиваются ввиду воздействия времени и агрессивных сред, а также больших перепадов температур. Прокладки трескаются, кромки сальников изнашиваются, герметик твердеет. Стоит помнить, что подтекать может не только из двигателя, но и трансмиссии или рулевого, если есть гидроусилитель.
- Деформация привалочных плоскостей ввиду перегрева. Обычно такое происходит на стыке головки блока с клапанной крышкой или блока цилиндров с головкой. В первом случае, как правило, ведет крышку — она недорогая и заменить ее можно даже во дворе. Если «повело голову» — дело куда хуже. Помимо высокой стоимости детали, придется проводить «полукапиталку» — разбирать всю верхнюю часть двигателя. Это затратно как по времени, так и по финансам.
- Повышенное давление в картере двигателя. В результате чего газы и масляный туман просачиваются через уплотнения. Обычно первым сдаются сальники коленвала, хотя запотевания и потеки бывают и в других местах. Классика жанра — район маслоотделителя на клапанной крышке.
Как понять, что течет масло
Если вы уверены, что капли или лужицы на асфальте принадлежат вашей машине, начинать поиски надо незамедлительно. Алгоритм следующий.
- Нужно определить, что именно течет. Масло из двигателя и трансмиссии в виде черных луж на асфальте очень похожи. А вот антифриз спутать едва ли получится: он цветной и очень текучий, практически как вода. Тормозная жидкость выдаст себя прозрачностью. Главное, не перепутать ее с конденсатом от кондиционера — это нормальное явление.
- Осмотреть машину снизу. Сделать это на парковке проблематично, особенно если установлена защита. Тем не менее сильные течи часто можно разглядеть невооруженным глазом. Если есть фонарик, еще лучше.
- Открыть капот и осмотреть все с пристрастием. Кроме двигателя, постарайтесь разглядеть и то, что «глубже», — корпус коробки и рулевую рейку.
- Проверить уровни масла в двигателе, КПП и системе гидроусилителя руля (если он есть).

Что делать, если в машине течет масло
Когда место утечки найдено, можно приблизительно оценить, что делать дальше и во что может вылиться ремонт. Как уже говорили, стоимость и сложность могут различаться кратно. Перечислим типичные контрольные точки.
Течет масло из двигателя
- В районе маслоотделителя на клапанной крышке. Обычно там присутствуют только запотевания. Если же откровенно течет — вероятно, нарушена герметичность крепления корпуса или пришла в полную негодность мембрана. Решается заменой мембраны, уплотнения корпуса или всего маслоотделителя.
- Из-под клапанной крышки. Это следствие либо некачественной прокладки (или герметика), либо деформации ввиду перегрева. Первое решается просто и дешево, второе будет дороже. Замена крышки — проблема не очень большая. Но если искривилась плоскость головки, ремонт потребует частичного разбора двигателя.
- Из-под сальников коленвала или распредвалов. Это может быть как следствием усталости сальников, так и результатом повышенного давления в картерном пространстве (в случае с коленвалом). Тогда просто замена манжет поможет ненадолго.
- В районе поддона картера. Необходимо просто переуплотнить деталь, если нет следов механических повреждений. Термические деформации в этом месте не случаются.
- Из-под прокладки головки блока цилиндров. Редкий случай, когда прокладка между блоком и головкой повреждается в районе масляных каналов. Здесь по аналогии с клапанной крышкой. Если дело просто в прокладке — заменить. Если есть следы термической деформации, придется проводить серьезный ремонт. В некоторых случаях, когда машина старая, проще заменить двигатель на аналогичный с барахолки.
- Из-под внешних или частично-внешних элементов: натяжителя цепи, масляного датчика, фильтра или пробки поддона. Обычно решается переуплотнением.
Течет масло из коробки передач
В целом многое аналогично двигателю. Здесь также присутствуют сальники, прокладки, уплотнения на герметике и фильтры. Стоимость и сложность ремонта будет зависеть от вида трансмиссии. Очевидно, что устранение течи на коробке «Лады» выйдет кратно дешевле ремонта навороченного «робота» на премиуме.