Цифры и факты
В 2024 году в Китае было продано 31,46 млн новых автомобилей. Для сравнения: в США, которые стали вторыми, — лишь 15,8 млн. К мировому господству по этому показателю граничащая с Россией страна пришла совсем недавно, в 2009 году. Притом не просто пришла, а совершила настоящий прыжок тигра. Если в 2008 году покупателей на новые машины нашлось всего 6,43 млн, то в следующем, 2009 году — более чем вдвое больше, 13,64 млн. Для понимания, сегодня каждая третья машина продается именно в Китае.
Последнее десятилетие стало для Китая прорывным и с точки зрения автомобильной индустрии: темпы производства увеличились в сотни раз, а КНР превратилась в мирового лидера и по выпуску, и по экспорту машин.
Сейчас в Китае расположены предприятия всех ведущих брендов — от Volkswagen и Toyota до Mercedes-Benz, BMW, Porsche и Tesla. В 2025 году число автозаводов на территории Китая достигло 437. Для сравнения, в Германии таковых насчитывается порядка 10. При этом в лидеры продаж на местном рынке уже вырвались модели местных производителей. В 2024 году таковыми стали BYD Song и BYD Qin PLUS, а на второй строчке оказалась Tesla Model Y местного же производства.
Активный рост экспорта автомобилей из Китая начался в начале третьего десятилетия XXI века. Этому поспособствовал набор факторов: рост технологичности и качества местных продуктов, всплеск популярности электрокаров и желание развивать перспективное направление.
Примечательно, что в апреле 2025 года, по данным консалтинговой компании GlobalData, именно рынки Китая и США задавали темп: за один только этот месяц в Китае было продано 2 055 153 автомобиля — на 12% больше, чем год назад. К примеру, в США прирост оказался меньшим, лишь 11,3% к апрелю 2024 года — реализовано 1 473 995 новых машин. Ситуация на мировом авторынке в целом не такая выдающаяся: прирост есть, но на уровне 6%: суммарно в апреле 2025 года в мире было продано 7 324 712 легковых и легких коммерческих автомобилей.
Для сравнения: в странах Западной Европы в апреле продажи новых автомобилей упали на 2,2%, до 1 085 892 единиц, а в Восточной Европе — на 1,3%, до 367 605 автомобилей. Рынок России и вовсе пребывает в затяжной коме: за первые четыре месяца 2025 года у нас было продано на 25,4% меньше машин, чем за аналогичный период 2024 года — 349 041 единица.
В чем заключается секрет китайского чуда и почему производство и продажи машин там растут как на дрожжах?
Причины роста
По словам заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, оставаться лидером и удерживать треть глобального авторынка Китаю помогает ряд факторов. Ключевые среди них — господдержка и инвестиции.
«Китай сделал автопром национальным приоритетом. Правительство ввело гигантские пошлины на импорт (до 260%), защитив локальных производителей и создав для них различные льготы и преференции, субсидировало средства в НИОКР, особенно в области электромобилей, и создало льготы для покупателей электрокаров (NEV)», — конкретизировал собеседник.

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский считает, что ключом к пониманию китайского чуда является объем внутреннего рынка. Напомним, что в соседней стране на настоящий момент проживает без малого 1,5 млрд человек, и всем им требуется транспорт.
«При больших объемах продаж легче добиться результата и быть эффективнее. От объема существенно меняется себестоимость. Китайские компании еще пять лет назад очень четко сформировали для себя цель, где они хотят быть лидерами», — считает Ольховский.
Артемий Тушков, директор по развитию партнерской сети «Китаяна», отметил в беседе с Autonews.ru, что ключевыми стимулами для китайского автопрома стали высокий рост покупательской способности населения и бурное развитие внутреннего рынка.
«На протяжении последних лет в Китае ежегодно продаются миллионы новых автомобилей, что породило взрывной спрос практически во всех классах — от бюджетных седанов до премиальных внедорожников и электрокаров. Этот мощный внутренний спрос стимулирует автопроизводителей создавать по-настоящему серийные линейки моделей. При этом учитываются самые разные типы, оснащение и комплектации», — пояснил он.
Тушков добавил, что это позволило Китаю приобрести уникальный опыт массового производства, который можно масштабировать и экспортировать на мировой рынок: «Серийность и вариативность модельного ряда становятся конкурентным преимуществом против западных игроков».
Дело — в подходе
По мнению экспертов, китайское чудо было бы невозможно без правильной бизнес-стратегии и поддержки автопрома со стороны государства.
Ренат Тюктеев считает, что беспрецедентный рывок от выпуска устаревших копий в начале 2000-х до лидерства в производстве электромобилей и экспансии на глобальные рынки стал естественным следствием создания совместных предприятий с ведущими мировыми концернами — Volkswagen, Nissan, Toyota, GM и другими. Это позволило перенимать у них опыт, технологии и стандарты качества.
«Европейские и японские автопроизводители сыграли роль доноров и носителей технологий, которых не было у китайцев. Китайцы заманили их в экономическую ловушку, предложив им размещение производств у себя, а потом они начали вытеснять их из бизнеса и в итоге вытеснили», — пояснил Андрей Ольховский.