branding imagebranding image
РБК АВТО
Техобслуживание
Подписаться на Telegram-канал

Что такое интеркулер, для чего он нужен и как работает

Все про интеркулер: зачем нужен, где стоит, устройство
Когда-то промежуточный охладитель считался уделом только мощных спортивных машин. Сегодня почти любой «бюджетник», будь то бензин или дизель, оснащен интеркулером. В вопросе разбирался Autonews.ru
Фото: Sista Vongjintanaruks / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Sista Vongjintanaruks / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое интеркулер
  2. Назначение
  3. Принцип работы
  4. Неисправности

Что такое интеркулер

Интеркулер — это деталь для охлаждения воздуха перед его поступлением в цилиндры на турбомоторах. По месту расположения (между компрессором и дросселем) его еще называют промежуточным охладителем.

В базовой и наиболее распространенной версии интеркулер представляет собой обычный радиатор, наподобие такового для антифриза. Только вместо жидкости через него проходит воздух, а входное и выходное отверстия шире такового у радиатора системы охлаждения. В остальном принцип работы тот же.

Намного реже встречаются воздушно-жидкостные интеркулеры. В них реализован комбинированный принцип, где теплоносителем является масло, циркулирующее в отдельном контуре. Оба типа подробнее рассмотрим ниже.

Для чего нужен интеркулер

Для охлаждения воздуха и роста КПД двигателя. Турбокомпрессор или механический нагнетатель (суперчарджер) в двигателях с наддувом сжимает воздух перед подачей его в цилиндры. Это необходимо для повышения эффективности сгорания топливовоздушной смеси. Чем больше воздуха удастся «запихнуть» в цилиндр на такте впуска, тем больше топлива туда можно подать. Соответственно, тем интенсивнее будет горение на такте рабочего хода и выше мощность.

На сегодняшний день абсолютно любой двигатель с турбонаддувом, будь то бензин или дизель, оснащен интеркулером.

Классический воздушный интеркулер — тот же радиатор с ребрами охлаждения, наподобие жидкостного в системе охлаждения. Устанавливается в обдуваемой части подкапотного пространства, чтобы максимально охлаждаться набегающим потоком
Классический воздушный интеркулер — тот же радиатор с ребрами охлаждения, наподобие жидкостного в системе охлаждения. Устанавливается в обдуваемой части подкапотного пространства, чтобы максимально охлаждаться набегающим потоком (Фото: Smile Fight / Shutterstock / FOTODOM)

Принцип работы интеркулера

Смысл турбонаддува прост: подать больше воздуха — подать больше топлива — увеличить мощность. Но возникает проблема. По законам физики воздух в процессе сжатия нагревается. А нагрев — это снижение удельной плотности. Получается следующая картина: турбина воздух сжимает, но из-за роста температуры (уплотнение происходит за считаные доли секунды) плотность воздуха на выходе компрессора частично теряется. С целью снижения температуры и увеличения плотности воздух проходит через интеркулер, после чего поступает в цилиндры. Основных видов интеркулеров два.

Воздушный

Самый распространенный тип. Классический воздушный интеркулер — тот же радиатор с ребрами охлаждения, наподобие жидкостного в системе охлаждения. Устанавливается в обдуваемой части подкапотного пространства, чтобы максимально охлаждаться набегающим потоком. Обычно интеркулер является частью фронтального «бутерброда» из радиаторов охлаждения и кондиционера. Реже располагается альтернативно — например, почти горизонтально над двигателем или за крылом. В этом случае для воздуха организовывается специальный канал для подвода к интеркулеру.

Воздушно-жидкостный

Намного более сложный и дорогой вариант. Здесь интеркулер — не отдельная деталь, а целая замкнутая система. Небольшой радиатор ставится в обдуваемом месте — размерами он намного меньше классического интеркулера. А циркулирует по нему не воздух, идущий от турбины до двигателя, а специальное масло, гонимое отдельной помпой. Охлаждаясь в радиаторе, масло поступает к теплообменнику, находящемуся у впускного коллектора. Через теплообменник в мотор идет сжатый турбиной воздух, а масло его охлаждает.

Пожалуй, единственное преимущество такого типа интеркулера — компактность. Обычно его применяют там, где разместить громоздкую «плиту» классического радиатора просто негде.

Иногда интеркулер располагается альтернативно — например, почти горизонтально над двигателем или за крылом. В этом случае для воздуха организовывается специальный канал для подвода к интеркулеру
Иногда интеркулер располагается альтернативно — например, почти горизонтально над двигателем или за крылом. В этом случае для воздуха организовывается специальный канал для подвода к интеркулеру (Фото: BACHTUB DMITRII / Shutterstock / FOTODOM)

Неисправности интеркулера

Если речь про обычный воздушный интеркулер, единственной серьезной неисправностью может стать разгерметизация. На возрастных машинах такое происходит по естественной причине — коррозии радиатора, выполненного из сплава алюминия. Проблема усугубляется при эксплуатации в местности с соответствующим климатом или активным использованием реагентов. Второй «недуг» напрямую связан с первым: отгнивают тонкие ребра и интеркулер «лысеет». В результате теплообмен ухудшается и эффективность охлаждения падает.

С воздушно-жидкостной системой все сложнее. Здесь может как сгнить фронтальный радиатор, так и разгерметизироваться теплообменник. Кроме того, в пул возможных отказав попадает помпа и масляный контур, который может потерять герметичность. Однако говорить о какой-то статистике здесь трудно. Все-таки такой тип промежуточных охладителей — удел энтузиастов и спортсменов. И обычные условия ежедневной городской езды здесь слабо применимы.

Читайте также: