branding imagebranding image
РБК АВТО
Эксклюзив Регистрация автомобиля
Подписаться на Telegram-канал

Тысячи иномарок могут снять с регистрации в ГАИ. Мы выяснили причины

Эксперт предупредил об аннулировании учета в ГАИ для тысяч иномарок
Испытательные лаборатории, проверяющие ввезенные частными лицами автомобили на соответствие требованиям безопасности, попались на обмане: они выдавали документы без осмотра машин. Таким автомобилям грозит снятие с учета
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Суть проблемы

О проблеме выдачи «левых» документов, подтверждающих соответствие ввезенных частными лицами автомобилей, было известно давно, однако о масштабах бедствия судить было сложно. Эксперимент «Национального автомобильного союза» (НАС) подтвердил, что угроза аннулирования учета висит над тысячами транспортных средств, ввезенных в страну частниками.

Союз смог получить свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на машины, которые в испытательные лаборатории не заезжали в принципе (подтверждающие документы есть в распоряжении Autonews.ru). В одной организации буквально за минуты были оформлены СБКТС на автомобили, находящие в автосалоне в Шанхае, и даже на разбитую Tesla на аукционе в США.

Машины нет, бумаги есть

После обнародования результатов информацией, как происходит удаленное оформление СБКТС в Республике Башкирия, поделились с НАС активисты.

При проверке деятельности одной из лабораторий было зафиксировано, что в конкретный день по адресу конкретной организации автомобиль Rolls-Royce, на который выдавались документы, не приезжал. Это подтверждают видеозаписи, имеющиеся в распоряжении Autonews.ru. Хотя сам автомобиль находился в Казахстане и состоял на учете в Киргизии, на него было выдано Свидетельство о безопасности колесных транспортных средств без фактической проверки.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

На роскошный Rolls-Royce Ghost 2018 года выпуска с VIN-номером SCA664S00JUX43689 оформили СБКТС (копия имеется в Autonews.ru). Из бумаги следует, что автомобиль «соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Испытания машины — по документу — проводились в башкирском селе Иглино. Лаборатория, находящаяся по указанному адресу, больше напоминает полуразрушенный сарай. Записи с камер наблюдения подтверждают, что по факту никакой проверки автомобиля она не проводила. Лаборатория была аккредитована 5.02.2024 г.

По итогам этого случая на имя руководителя Федеральной службы по аккредитации была направлена жалоба на аккредитованное лицо, подкрепленная фото- и видеофайлами, подтверждающими нарушения.

Среди нарушений общественники выявили несоответствие оснащенности оборудованием для аккредитации. Было установлено, что «испытательная лаборатория по месту осуществления деятельности не располагает даже минимальным необходимым оборудованием для проведения испытаний транспортных средств с целью выдачи свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС)».

Фото: Autonews

«Была сделана видеозапись, подтверждающая нарушения, все материалы направили в территориальное управление Росаккредитации. Ответы ведомства поступили в адрес Национального автомобильного союза», — пояснил в беседе с Autonews.ru президент НАС Антон Шапарин.

В ответе Росаккредитации (есть в распоряжении Autonews.ru) говорится следующее: «По результатам согласования Прокуратурой Республики Башкортостан и проведения Управлением Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде внеплановой выездной проверки, Вам будет направлен ответ дополнительно». Вторым этапом рассмотрения стал отказ от внеплановой выездной проверки в связи с тем, что был «получен отказ в согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия Решением прокуратуры Республики Башкортостан».

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Общественники установили, что в период с 1.05.24 по 7.10.24 г. лаборатория оформила 743 СБКТС, из которых примерно половина была выдана без измерения параметров ТС. Сама процедура проверки занимала не более 15 минут. При среднерыночной стоимости оформления СБКТС 40 000 руб. за обозначенный период от заказчиков было получено свыше 40 млн руб.

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Зачем нужен СБКТС и как должна проходить проверка

(СБКТС выдаются на машины, ввозимые в страну частными лицами. Этот документ подтверждает, что конструкция автомобиля или другого транспортного средства отвечает требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011). На основании этого документа оформляется электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), дающий право на регистрацию в ГАИ и эксплуатацию на дорогах.

Согласно действующему законодательству, проверка этих требований должна проводиться только при предоставлении автомобиля в испытательную лабораторию. Непредоставление машины есть нарушение закона. При выявлении фактов нарушений при оформлении СБКТС они могут быть исключены из реестра, то есть аннулированы.

Кто в зоне риска

По итогам проверки одной лишь упомянутой в заметке лаборатории могут быть аннулированы СБКТС на более чем тысячу автомобилей, и такого рода организаций в стране, видимо, немало.

Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва» Статьи 24 июня 2024 Что такое вечный учет автомобиля и какие машины на него ставят
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва» How to 16 июня 2020 Что делать, если наложили запрет на регистрационные действия. Инструкция

Президент НАС обратил внимание, что речь идет о частных лабораториях, за которыми осуществляется минимальный контроль. В ответ на запрос в поисковике интернет-браузера выдается множество адресов компаний, готовых оперативно оформить СБКТС «под ключ удаленно».

«Росаккредитация потратила немалые усилия, чтобы прикрыть такие лаборатории. Но новые появились недавно: они были аккредитованы государством в суперкороткие сроки, что в реальности невозможно сделать, и начали, абсолютно не скрываясь, выпускать документы без осмотра. Число проблемных машин исчисляется тысячами», — пояснил Шапарин.

По словам эксперта, владельцев автомобилей, на которые были с нарушениями выданы СБКТС, теперь ждут правовые проблемы.

«Будет аннулирован СБКТС, на основании которого выдан электронный ПТС, он тоже будет аннулирован. Дальше машина будет снята с регистрационного учета Госавтоинспекцией или при перепродаже следующий собственник не сможет поставить ее на учет. Эти машины превращаются в клумбы либо в «вечный учет», пока не будут устранены проблемы с документами. По большому числу автомобилей устранить проблемы и не получится, потому что они на Россию непроходные», — конкретизировал глава НАС.

Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

По выданным с нарушениями СБКТС в Россию ввозили и продолжают ввозить автомобили с экологическим классом Евро-0–2, машины из Америки (преимущественно пикапы) с красными «поворотниками», непроходные «Лисяны», которых нет в списке Минпромторга и на которые свидетельства вообще нельзя было делать. А лаборатории, уже уличенные в выдаче документов без осмотра машин, продолжают работу.

Закрыть или улучшить

«Многие лаборатории — это конторки, которые лишь торгуют документами. Там же рядом пасутся брокеры, которые эти кривые СБКТС и другие нарисованные документы потом отправляют в таможню», — прокомментировал ситуацию криминалист Максим Шелков.

Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews.ru поприветствовал инициативу Национального автомобильного союза по выявлению незаконных схем.

«Фактически мы видим прямую поддержку незаконной деятельности недобросовестных сертификационных лабораторий со стороны государственных органов, ответственных за контроль в этой сфере, но вместо этого извлекающих из нарушений свою административную ренту. К сожалению, рост числа незаконного оформления автомобилей физическими лицами в коммерческих целях вызван самим государством в результате избирательного подавления легальности параллельного импорта», — уверен эксперт. По его словам, произвольное ограничение перечней товаров, разрешенных для параллельного импорта, в приказах Минпромторга лишают законопослушных предпринимателей возможности удовлетворения платежеспособного спроса граждан Российской Федерации на нужные им марки автомобилей.

«Именно эта «госполитика» финансирования нужных лоббистов из числа «дружественных» Минпромторгу за счет российских граждан и является стимулом для возникновения подобных схем», — уточнил Семенов.

Эксперт напомнил, что СБКТС — это документ, не предназначенный для параллельного импорта автомобилей, последний осуществляют предприниматели в коммерческих целях на основании другого документа — ЗОЕТС.

Собеседник отметил, что государство само делает невозможной законную деятельность испытательных лабораторий при оформлении СБКТС: пропускная способность всех испытательных площадок в машинах в час меньше количества СБКТС, которые необходимо оформить. В связи с этим Семенов предложил увеличить количество испытательных лабораторий, ужесточив контроль за их деятельностью, или снизить уровень требований к транспортным средствам при выдаче СБКТС, увеличив пропускную способность.

Autonews.ru отправил официальный запрос в Росаккредитацию с просьбой разъяснить, почему лаборатории, уличенные в выдаче СБКТС без осмотра машин, продолжают работу. Также за разъяснением условий возможной остановки регистрации машин в ГАИ, Autonews.ru обратился в МВД.

Читайте также:

Владельцы «серых» иномарок попали на доплату сотен тысяч. Проверьте себя

Параллельщики. LikeAvto — о главных опасностях покупки машин из-за рубежа

Параллельщики. «Лиса рулит» — о схеме привоза, нюансах и жуликах

Параллельщики. AvtoRevizorro — о фейках и других уловках серого импорта