Автомобиль проекта «Атом» впервые показали в мае 2023 года, а до конца текущего года машина встанет на конвейер столичного завода «Москвич». Autonews.ru познакомился с предсерийным образцом, который, по словам создателей, на 95% готов к массовому производству. Инженерам осталось лишь провести финальные настройки электроники и некоторых компонентов.
Магия снаружи

Снаружи «Атом» — типичный городской автомобиль, чуть схожий по концепции с японскими кей-карами или компактными вэнами. Высокий капот, массивные задние стойки, «кроссоверный» силуэт, светодиодная оптика, дорожный просвет 170 мм — в нем собрано все, что импонирует современным потребителям. Внешность вышла яркой и запоминающейся. Перепутать «Атом» с любой другой моделью на российском рынке попросту невозможно. Зачет.
Накладки из черного пластика по периметру кузова несут в себе функциональную нагрузку. На предсерийном «Атоме» эти детали глянцевые, но в товарных образцах их наверняка сменят более привычные матовые элементы, не боящиеся физических контактов с препятствиями. А вот заднего «дворника» мы не нашли. В российских реалиях он точно нужен: чистое стекло на кузовах типа «универсал» — невероятная редкость, чуда ждать не стоит.

Забавная деталь: при скромной длине кузова 3995 мм у «Атома» четыре боковых двери, что нетипично для машин такого класса. Колесная база и вовсе впечатляющая — 2635 мм. Для сравнения: у Kia Rio этот показатель — 2600 мм.
Простота внутри
О преимуществах и недостатках внешности «Атома» можно рассуждать сколь угодно долго, но создана машина не для любования, а для езды. Нажимаем на кнопку открывания пассажирской двери — и начинается шоу. Сперва автомобиль приоткрывает переднюю дверку, затем распахивает заднюю. При открытии обеих образуется громадный проем во всю длину салона, центральной стойки кузова здесь нет.

Для воплощения смелой задумки создателям пришлось усилить пороги кузова алюминиевым брусом. На уровень безопасности распашные двери повлиять не должны. Они — силовой элемент конструкции: при закрывании внахлест как раз и образуют недостающую центральную стойку. В инжиниринговом центре рассчитывают как минимум на 4 звезды в краш-тестах. Тем более, что у «Атома» шесть подушек безопасности.
Однако из-за сложного механизма открывания боковых дверей «Атом» лишился уже ставшей привычной для всех опции: дверь багажника лишена сервопривода, его не будет ни в одной из комплектаций.

Кресла кажутся игрушечными из-за тоненьких подушек, но на комфорте это не сказывается. Сам салон — торжество минимализма. Комбинированная обивка сидений, тканевые вставки на торпедо и дверных картах — вот то немногое, что отвлекает от нарочитой простоты на грани аскетизма.
В салоне не хватает света из-за чуть давящей по высоте крыши с черным потолком. Увы, установка «панорамки» в случае с «Атомом» невозможна из-за все тех же распашных дверей, но в будущих проектах такая опция должна появиться.