branding imagebranding image
РБК АВТО
Тест-драйвы
Подписаться на Telegram-канал

Взрыв мозга. Тест нового российского ситикара «Атом»

Autonews.ru назвал плюсы и минусы нового российского автомобиля «Атом»
Электрокар без средних стоек кузова российской разработки? Звучит как минимум любопытно. Первые машины пойдут в производство во второй половине 2025 года. Autonews.ru опробовал предсерийную модель в деле
Российский электрокар получил «кроссоверный» силуэт и запоминающуюся внешность. Перепутать «Атом» с любым другим автомобилем на нашем рынке невозможно 
Российский электрокар получил «кроссоверный» силуэт и запоминающуюся внешность. Перепутать «Атом» с любым другим автомобилем на нашем рынке невозможно  (Фото: АО «Кама»)

Автомобиль проекта «Атом» впервые показали в мае 2023 года, а до конца текущего года машина встанет на конвейер столичного завода «Москвич». Autonews.ru познакомился с предсерийным образцом, который, по словам создателей, на 95% готов к массовому производству. Инженерам осталось лишь провести финальные настройки электроники и некоторых компонентов.

Магия снаружи

Черные глянцевые элементы декора на предсерийном «Атоме» выполнены по обходной технологии. На товарных экземплярах пластик будет иным
Черные глянцевые элементы декора на предсерийном «Атоме» выполнены по обходной технологии. На товарных экземплярах пластик будет иным (Фото: АО «Кама»)

Снаружи «Атом» — типичный городской автомобиль, чуть схожий по концепции с японскими кей-карами или компактными вэнами. Высокий капот, массивные задние стойки, «кроссоверный» силуэт, светодиодная оптика, дорожный просвет 170 мм — в нем собрано все, что импонирует современным потребителям. Внешность вышла яркой и запоминающейся. Перепутать «Атом» с любой другой моделью на российском рынке попросту невозможно. Зачет.

Накладки из черного пластика по периметру кузова несут в себе функциональную нагрузку. На предсерийном «Атоме» эти детали глянцевые, но в товарных образцах их наверняка сменят более привычные матовые элементы, не боящиеся физических контактов с препятствиями. А вот заднего «дворника» мы не нашли. В российских реалиях он точно нужен: чистое стекло на кузовах типа «универсал» — невероятная редкость, чуда ждать не стоит.

Длина «Атома» — менее 4 м, но число дверей стандартное. Без ликвидации центральной стойки кузова посадка-высадка пассажиров была бы сильно затруднена
Длина «Атома» — менее 4 м, но число дверей стандартное. Без ликвидации центральной стойки кузова посадка-высадка пассажиров была бы сильно затруднена (Фото: АО «Кама»)

Забавная деталь: при скромной длине кузова 3995 мм у «Атома» четыре боковых двери, что нетипично для машин такого класса. Колесная база и вовсе впечатляющая — 2635 мм. Для сравнения: у Kia Rio этот показатель — 2600 мм.

Простота внутри

О преимуществах и недостатках внешности «Атома» можно рассуждать сколь угодно долго, но создана машина не для любования, а для езды. Нажимаем на кнопку открывания пассажирской двери — и начинается шоу. Сперва автомобиль приоткрывает переднюю дверку, затем распахивает заднюю. При открытии обеих образуется громадный проем во всю длину салона, центральной стойки кузова здесь нет.

При открывании боковых дверей образуется громадный проем во всю длину колесной базы, но жесткость кузова от этого не страдает
При открывании боковых дверей образуется громадный проем во всю длину колесной базы, но жесткость кузова от этого не страдает (Фото: АО «Кама»)

Для воплощения смелой задумки создателям пришлось усилить пороги кузова алюминиевым брусом. На уровень безопасности распашные двери повлиять не должны. Они — силовой элемент конструкции: при закрывании внахлест как раз и образуют недостающую центральную стойку. В инжиниринговом центре рассчитывают как минимум на 4 звезды в краш-тестах. Тем более, что у «Атома» шесть подушек безопасности.

Однако из-за сложного механизма открывания боковых дверей «Атом» лишился уже ставшей привычной для всех опции: дверь багажника лишена сервопривода, его не будет ни в одной из комплектаций.

Багажник «Атома» — не для автопутешествий, но пара-тройка чемоданов в него помещается. Запаски также нет: под полом «трюма» прячется электромотор. Электропривода пятой двери не будет во всех комплектациях
Багажник «Атома» — не для автопутешествий, но пара-тройка чемоданов в него помещается. Запаски также нет: под полом «трюма» прячется электромотор. Электропривода пятой двери не будет во всех комплектациях (Фото: Autonews)

Кресла кажутся игрушечными из-за тоненьких подушек, но на комфорте это не сказывается. Сам салон — торжество минимализма. Комбинированная обивка сидений, тканевые вставки на торпедо и дверных картах — вот то немногое, что отвлекает от нарочитой простоты на грани аскетизма.

В салоне не хватает света из-за чуть давящей по высоте крыши с черным потолком. Увы, установка «панорамки» в случае с «Атомом» невозможна из-за все тех же распашных дверей, но в будущих проектах такая опция должна появиться.

В салоне «Атома» царит тотальный минимализм. Почти все органы управления собраны на руле. Исключение — блок из четырех кнопок на центральной консоли, отвечающий за «ручник» и выбор направления движения 
В салоне «Атома» царит тотальный минимализм. Почти все органы управления собраны на руле. Исключение — блок из четырех кнопок на центральной консоли, отвечающий за «ручник» и выбор направления движения  (Фото: Autonews)

Из приятных мелочей: на переднем ряду есть пара беспроводных зарядок для смартфонов и два подстаканника, а вот привычной двухуровневой центральной консоли в «Атоме» нет и, вероятно, не будет. В ней просто нет необходимости. Выбрать направление движения и поставить автомобиль на «ручник» можно с помощью кнопок на торпедо.

Руль «Атома» со встроенным экраном вызвал бурю негативных эмоций у автолюбителей. К его созданию подошли серьезно, ведь права на ошибку попросту нет: с экрана управляется и «климат», и сиденья, мультимедиа и навигация — на него завязано абсолютно все. Хотите изменить наклон и вылет рулевой колонки — вам в цифровое меню, подвинуть пассажирское кресло — туда же, поскольку физические кнопки на самом кресле отсутствуют. Вместо них можно будет воспользоваться голосовым помощником с нейросетевыми технологиями либо взять в руки смартфон, подключить его по NFC-метке и управлять параметрами через приложение. Удобно? Лично мне так не кажется. Вишенкой на торте могла бы стать быстросъемная конструкция руля: припарковался, снял руль и ушел вместе с ним — и противоугонка не нужна, ведь брать больше нечего. Удобно ли работать такой «баранкой», расскажу чуть ниже.

Традиционных подрулевых переключателей на «Атоме» нет. Даже «поворотниками» и светом заведуют кнопки на самом руле, а экран вращается вместе с рулевым колесом. Смелое и спорное решение
Традиционных подрулевых переключателей на «Атоме» нет. Даже «поворотниками» и светом заведуют кнопки на самом руле, а экран вращается вместе с рулевым колесом. Смелое и спорное решение (Фото: Autonews)

Но в целом планы по «Атому» грандиозные: в перспективе распознавать водителя будет камера и автоматом под него подстраивать все нужные параметры. Еще появится система дополненной реальности. Опробовать AR-надстройку нам пока не удалось, но активная работа над ее реализацией ведется.

Паркурщик

Ездовые повадки — вот, пожалуй, наименее спорный момент в российской новинке. Модель получила развесовку, близкую к эталонной — 50:50. Размещение двигателя под полом багажника позволило избавиться от привычных приводов на передних колесах. Профит — солидный выворот, позволяющий автомобилю разворачиваться в один прием даже на очень узких улочках: радиус разворота вышел меньше 5 м.

Огромный выворот передних колес достигается отсутствием передних приводов со ШРУСами. Крутящий момент передается на задние колеса
Огромный выворот передних колес достигается отсутствием передних приводов со ШРУСами. Крутящий момент передается на задние колеса (Фото: АО «Кама»)

Едет «Атом» благородно и мягко. Даже при проезде бетонных плит, едва прикрывающих рельсы железнодорожных путей, на пятую точку не прилетают тычки. Сзади тряски тоже немного, хотя профиль шин довольно низкий: 215/55 R17. Шумоизоляция на уровне. Настройки ходовой части уже финализированы, и они действительно неплохи.

204 «жеребца» и 295 Н·м на задней оси срывают автомобиль с места задорно и уверенно. На предсерийном образце мотор программно подзажат, однако на заводских экземплярах разгон до сотни должен уложиться в восемь секунд. Увы, снять электронный «ошейник» в лице ESP на «Атоме» не получится: создатели модели пообещали сделать все возможное, чтобы он не стал мечтой для дрифтеров.

Тяговая батарея «Атома» размещена под днищем, клиренс достойный — 170 мм
Тяговая батарея «Атома» размещена под днищем, клиренс достойный — 170 мм (Фото: АО «Кама»)

Немного удивили своей резкостью тормоза. Плавно дозировать замедление на «Атоме» довольно сложно. Как говорят инженеры, лишь потому, что система рекуперации еще не внедрена. До запуска в серию автомобиль предстоит научить плавному переходу с электрического торможения на механическое.

Руль у «Атома» в меру острый (менее трех оборотов от упора до упора), но легкий. Для городских передвижений самое то. Пожалуй, лишь не очень удобно работать самим штурвалом: из-за интегрированного в рулевое колесо новомодного монитора резкие перехваты даются с трудом, держаться за «баранку» приходится, как учили в автошколе.

Кстати, в инжиниринговом центре «Атома» идет обкатка автопилота уровня L2, а значит, со временем ситикар эволюционирует еще больше.

Создатели «Атома» уверены в безопасности модели: расчетный уровень — четыре звезды. Уже в базовой комплектации есть шесть подушек
Создатели «Атома» уверены в безопасности модели: расчетный уровень — четыре звезды. Уже в базовой комплектации есть шесть подушек (Фото: АО «Кама»)

Ценный вопрос

Знакомство с предсерийным экземпляром показало, что проект не просто жив, но и активно развивается. С огромной вероятностью многие пользователи каршеринга смогут лично ознакомиться с моделью «Атом» уже в этом году. В настоящий момент экземпляры VC (Validation Cars) проходят финишные испытания, после которых машина встанет на конвейер.

А вот прайс-лист покупателей едва ли порадует. Официальная цена пока не объявлена, однако навскидку речь идет о планке 3–4 млн руб. С другой стороны, и столь необычных машин городского форм-фактора на рынке просто нет.

В инжиниринговом центре «Атома» уже идут работы над следующими моделями, а первенец российской марки встанет на конвейер до конца текущего года. На электрокар уже собрано более 30 тыс. предзаказов
Кузов «Атома» полностью спроектирован российскими инженерами. Для усиления каркаса в порог пришлось интегрировать мощный алюминиевый брус. Стальные элементы оцинкованы с обеих сторон
Так выглядит электропривод открывания боковых дверей. Обратите внимание на мощный продольный усилитель. При смыкании двери фактически образуют отсутстующую центральную стойку кузова 
Пока площадка с беспроводной зарядкой под смартфоны имеет очень большой наклон, но на серийных машинах она станет иной
Центральная консоль удивляет простотой. Здесь лишь два подстаканника. Подлокотник стационарный, привычного бокса под ним нет
Фото: Autonews
Усесться втроем на втором ряду «Атома» проблематично, но для двоих места достаточно. Спинка регулируется по углу наклона
В спинках передних кресел предусмотрены крючки для одежды
Карты дверей — комбинированные, с тканевыми вставками, максимально простые и практичные
В инжиниринговом центре «Атома» уже идут работы над следующими моделями, а первенец российской марки встанет на конвейер до конца текущего года. На электрокар уже собрано более 30 тыс. предзаказов
Кузов «Атома» полностью спроектирован российскими инженерами. Для усиления каркаса в порог пришлось интегрировать мощный алюминиевый брус. Стальные элементы оцинкованы с обеих сторон
Так выглядит электропривод открывания боковых дверей. Обратите внимание на мощный продольный усилитель. При смыкании двери фактически образуют отсутстующую центральную стойку кузова 
Пока площадка с беспроводной зарядкой под смартфоны имеет очень большой наклон, но на серийных машинах она станет иной
Центральная консоль удивляет простотой. Здесь лишь два подстаканника. Подлокотник стационарный, привычного бокса под ним нет
Фото: Autonews
Усесться втроем на втором ряду «Атома» проблематично, но для двоих места достаточно. Спинка регулируется по углу наклона
В спинках передних кресел предусмотрены крючки для одежды
Карты дверей — комбинированные, с тканевыми вставками, максимально простые и практичные
В инжиниринговом центре «Атома» уже идут работы над следующими моделями, а первенец российской марки встанет на конвейер до конца текущего года. На электрокар уже собрано более 30 тыс. предзаказов
Кузов «Атома» полностью спроектирован российскими инженерами. Для усиления каркаса в порог пришлось интегрировать мощный алюминиевый брус. Стальные элементы оцинкованы с обеих сторон
Так выглядит электропривод открывания боковых дверей. Обратите внимание на мощный продольный усилитель. При смыкании двери фактически образуют отсутстующую центральную стойку кузова 
Пока площадка с беспроводной зарядкой под смартфоны имеет очень большой наклон, но на серийных машинах она станет иной
Центральная консоль удивляет простотой. Здесь лишь два подстаканника. Подлокотник стационарный, привычного бокса под ним нет
Усесться втроем на втором ряду «Атома» проблематично, но для двоих места достаточно. Спинка регулируется по углу наклона
В спинках передних кресел предусмотрены крючки для одежды
Карты дверей — комбинированные, с тканевыми вставками, максимально простые и практичные

К тому же отрадно, что в России наконец-то появится своя высокотехнологичная, конкурентная и современная платформа с заделом на будущее, без которого на реальное развитие национального автопрома уповать не приходится.

Читайте также: