branding imagebranding image
РБК АВТО
Закон и ПДД
Подписаться на Telegram-канал

В России хотят изменить требования к сенсорным экранам в авто. Что будет

В России хотят изменить требования к сенсорным экранам в авто. Что будет
Общественники предложили стандартизировать органы управления автомобилей для России. Autonews.ru разобрался в сути предлагаемой инициативы
Фото: Mercedes-Benz
Фото: Mercedes-Benz

В Общественной палате предложили ввести законодательные требования к оснащению автомобилей для российского рынка физическими органами управления. Также изучается вопрос о создании стандартов кибербезопасности в отношении машин. Autonews.ru пообщался с автором инициативы, а также профильными экспертами, выяснив возможные последствия от ее реализации.

В чем суть предложения

Впервые идея прозвучала в рамках минувшего в Общественной палате круглого стола «Инновационные технологии в обеспечении безопасности автомобиля как источника повышенной опасности». Концепцию продвигает заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак. Речь идет об определении на законодательном уровне минимального набора физических клавиш и органов управления, без которых допуск транспортных средств на дороги общего пользования будет закрыт.

«На сегодняшний день техническое оснащение автомобилей меняется в угоду новым веяниям, — пояснил в беседе с Autonews.ru автор инициативы Владимир Коробчак. — Везде используется электроника. Особенно это видно в китайских моделях. Мы, как экспертное сообщество, увидели проблему, которая обсуждается среди водителей. На сегодняшний день транспортное средство превращается в гаджет, есть автомобили, в которых вместо рычажков, клавиш и крутилок стоят два монитора по 20 дюймов и больше. Мы рассмотрели эти вопросы и поняли, что нужно внести предложение рекомендаций для органов исполнительной власти».

Фото:  Vi Bilagare Новости 22 августа 2022 Почему кнопки в автомобиле лучше сенсоров: опубликовано доказательство
Фото: metamorworks / Shutterstock / FOTODOM Технологии 16 мая Без мультимедиа. 5 инноваций, призванных заменить экраны в автомобиле

Коробчак привел простой пример. Автомобиль выезжает из гаража, начинается холодный дождь, запотевает стекло. Чтобы включить обдув стекла, водителю приходится в меню на планшете искать эту функцию. То же самое касается настроек кресел, системы «старт-сто» и ряда других важных функций. На большинстве современных машин все они управляются не с помощью привычных физических кнопок, а через сенсорные экраны.

Суть предложения сводится к необходимости установления на законодательном уровне перечня элементов в автомобиле, который должен в обязательном порядке дублироваться физическими органами управления. В него, в частности, должны входить интерфейс светотехники, дворники, поворотники, обогрев стекол и зеркал, а также ряд других функций. Полный перечень пока не подготовлен и находится на стадии обсуждений.

«Человек не должен искать это в меню, а органы власти должны установить, каков перечень элементов, которые должны быть физически, тактильно человеком ощутимы», — конкретизировал Коробчак.

Он также добавил, что не помешало бы установить контроль и за самими экранами, их допустимым размером, а также за формой рулевого колеса (на многих «китайцах» или, к примеру, Tesla они давно не круглые).

Geely EX5
Geely EX5 (Фото: Geely)

Автор инициативы пояснил, что введение обязательных требований позволит не выдавать на небезопасные автомобили одобрение типа транспортного средства (ОТТС) и запрещать их вывод на российский рынок. При этом об отказе от современных опций речи не идет.

«Мы считаем, что ассистенты электронные — это очень хорошо, но пока в автомобиле находится водитель, должен быть его приоритет», — пояснил Коробчак.

Собеседник уточнил, что Общественная палата лишь подняла этот вопрос для обсуждения, равно как и вопрос кибербезопасности автомобилей. Конкретные рекомендации будут подготовлены и направлены в МВД, Минтранс и Росстандарт. Ведомства и министерства будут предпринимать дальнейшие шаги по реализации задумки, если сочтут ее нужной и полезной.

Будет ли польза

В беседе с Autonews.ru независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отметил, что идея о стандартизации основных органов управления возникла не на пустом месте. По его мнению, это произошло в связи с участившимися случаями аварий, вызванных утомляемостью автомобилистов из-за отвлечения на экраны мультимедийных систем. Перенос функций традиционных органов управления на цифровые интерфейсы привел к неудобству и росту риска возникновения аварийных ситуаций.

«Водители отвлекаются от дороги, чтобы найти нужную функцию на экране», — считает Тузов.

Согласен с ним и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.

«С точки зрения логики совершенно очевидно, что кнопки нужны, их часто не хватает. Многим автолюбителям, особенно с опытом, приятно иметь «живые» кнопки», — отметил он.

При этом собеседник добавил, что и драматизировать не стоит: «Не трагедия, если их нет».

Фото: Petr Smagin / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Petr Smagin / Shutterstock / FOTODOM

По мнению Тузова, стандартизация расположения и типов органов управления в автомобилях действительно важна для обеспечения безопасности участников дорожного движения.

«Когда многочисленные функции размещены на одном экране, водителю необходимо тратить дополнительное время на поиск нужного пункта меню, что отвлекает его от дороги», — уверен он.

По его мнению, физические кнопки такую проблему устраняют и позволяют водителю оперативно изменять настройки без необходимости снимать руки с руля. Меры помогут уменьшить вероятность ошибок при управлении и повысить уровень безопасности на дорогах. Такой подход способствует быстрому освоению автомобиля и сокращает число дорожных происшествий за счет интуитивно понятного взаимодействия с машиной.

Собеседники Autonews.ru указали на то, что вопрос пока находится на стадии изучения, а принятие поправок на законодательном уровне видится весьма отдаленной перспективой, поскольку потребует немало времени и серьезных усилий. Тузов отметил, что потребуется переоборудовать существующие производственные линии и пересмотреть подходы к проектированию автомобилей. Еще одна проблема заключается в том, что обязать зарубежные автоконцерны изменить свои производства под российские требования вряд ли получится.

«Диктовать сегодня условия китайским производителям мне вряд ли представляется возможным: наша зависимость от них очень велика и вносить какие-либо изменения им будет малоприятно», — считает Хайцеэр.

GWM Poer
GWM Poer (Фото: ООО «Хавейл Мотор Рус»)

Вице-президент НАС напомнил, что перенос физических кнопок в виртуальную среду во многом продиктован экономией. Отметил специалист и еще один важный момент: пока даже неясно, как предстоит вести работу — на уровне национального технического регламента или на уровне регламента Таможенного союза.

Что думают в Европе

Идея стандартизации органов управления в автомобилях не новая. На проблему безопасности современных машин, проектируемых преимущественно в Китае, давно указали европейские специалисты. В частности, некоммерческая организация Euro NCAP, занимающаяся краш-тестами, планирует с 2029 года начать снижать баллы за безопасность транспортных средств, где основные функции управляются через тачскрины.

В организации уверены, что даже незначительное отвлечение водителя от дороги способствует снижению безопасности. Исследования показали, что реакция падает даже сильнее, чем при приеме лекарственных препаратов, алкоголя и некоторых наркотических средств.

В Европе к вопросу подошли более гибко и предложили активнее применять современные технологии — голосовых помощников и систему искусственного интеллекта. В Euro NCAP уже определились, что именно хотят от автопроизводителей: управление дворниками, фарами, индикаторами поворота, клаксоном и аварийными сигналами должно осуществляться с физических органов управления. Уже решено, что на эти пять функций эксперты организации будут обращать внимание при выставлении итоговых оценок за безопасность.

Volvo S60