Каким должно быть давление масла в двигателе
Все зависит исключительно от двигателя, но общие пределы описать можно. Для подавляющего большинства моторов норма давления следующая:
- 1–2 бара на холостых или при малой/средней нагрузке;
- 2–4 бара при средней и высокой нагрузке.
Отметим, что на многих современных двигателях применяются насосы переменной производительности. Это означает, что генерируемое давление зависит от нагрузки, как в примере выше.
Может возникнуть резонный вопрос: почему просто не держать всегда максимум? Дело в том, что при малой нагрузке деталям не требуется высокое давление масла. А вот часть мощности, пусть и небольшую, привод насоса отбирает, ведь он работает от ГРМ. Поэтому понижение производительности, когда она не требуется, позволяет немного выиграть в мощности и экономичности. К слову, само масло тоже оказывает влияние на показатели. Поэтому для собственной уверенности необходимо знать, как отличить подделку от оригинала.
Где находится датчик давления масла
Везде по-разному. У некоторых моторов он на блоке цилиндров, у некоторых врезан недалеко от масляного фильтра, а где-то расположен в районе поддона. Кроме того, на современных двигателях датчиков зачастую два, а то и три. Это позволяет точнее контролировать давление, ведь маслом нужно снабжать не только шатунно-поршневую группу и головку блока, как раньше. Сегодня сеть маслоканалов охватывает фазовращатели, привод ТНВД, турбокомпрессор, теплообменник трансмиссии и т.д.

Как проверить давление масла в двигателе
Проблема красной аварийной лампы давления (не путать с желтой лампой уровня) в том, что срабатывает она слишком поздно. Фактически с горящей или периодически появляющейся красной масленкой эксплуатировать автомобиль уже нельзя. Поэтому для превентивной проверки и точности диагностики применяют манометр. Обычно он вкручивается в масляную магистраль вместо датчика давления. Алгоритм замера следующий.
- Определить, куда устанавливать манометр. Здесь следует обратиться к руководству по ремонту или опыту коллег на форумах.
- Приобрести правильный манометр. Разновидностей хватает, поэтому следует уточнить, какая необходима резьба и цена деления шкалы.
- Провести замер в четырех режимах: холостой ход без прогрева, холостой ход после прогрева, повышенные обороты на нейтрали (обычно 2–3 тыс. об/мин) и давление на горячем моторе, сразу после активной езды. Самый важный параметр — последний. Но и первыми тремя пренебрегать не стоит: они дадут полную картину состояния системы смазки.
Кстати, у самых забывчивых (и на машинах без датчика уровня) индикатор давления может поднять тревогу банально из-за недостатка смазки. Поэтому не стоит упускать из виду регулярную проверку уровня. Как это сделать правильно, описано здесь.

Низкое давление масла в двигателе: причины
Если не брать критически низкий уровень масла, низкое давление всегда связано с износом двигателя. Если конкретизировать, основные причины такие:
- выработка деталей маслонасоса. Шестерни, стенки корпуса и другие элементы изнашиваются, зазоры увеличиваются, в результате чего производительность узла, как и давление в магистрали, падает;
- износ вкладышей — коленвала, а также распределительных и балансирных (если есть) валов. Увеличение зазоров приводит к падению давления;
- износ подвижных деталей, к которым подается смазка. Это те же валы и их шейки, работающие в паре с вкладышами. Логика та же: со временем детали стачиваются, зазоры растут, а давление падает;
- слишком низкая вязкость масла. Все двигатели рассчитаны на работу с определенным сортом масла. Так, если в старый двигатель залить современное маловязкое масло, давление будет ниже расчетного.
Высокое давление масла в двигателе: причины
Само по себе высокое давление не навредит мотору. Однако это говорит о неисправности, которая может привести к более серьезной поломке. Чаще всего виновником выступает:
- заклинивший редукционный клапан. Он предназначен для перепуска масла в обход фильтра, когда тот слишком забит и не справляется с потоком. Если клапан всегда открыт, масло циркулирует в обход фильтра, за счет чего давление повышается;
- слишком грязный масляный фильтр. В нем тоже есть перепускной клапан на случай сильного засорения. Работает по аналогии с редукционным в самой магистрали;
- очень густое масло. Здесь как со слишком жидким, но наоборот. Поэтому заливать нужно масло требуемого допуска и вязкости.