РБК АВТО
Вторичка
Подписаться на Telegram-канал

Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили

Директор СТО Родионов перечислил машины-утопленники, которые не опасно покупать
Автомобиль-утопленник: этим термином именуют внешне живые машины, побывавшие в воде. Стоят эти автомобили ниже рынка, но их боятся как огня. Autonews.ru выяснил, стоит ли отказываться от покупки таких экземпляров
Фото: stu.dio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: stu.dio / Shutterstock / FOTODOM

И автоподборщики, и обычные покупатели остерегаются автомобилей-утопленников. Во многих случаях такие опасения не беспочвенны. Оказавшись в воде даже с заглушенным двигателем, машина получает серьезнейший удар по техническому состоянию. Вместе с тем далеко не все автомобили-утопленники одинаково страшны. Более того, такая покупка может оказаться довольно выгодной.

Autonews.ru пообщался с профильными экспертами, чтобы выяснить, чего на самом деле стоит опасаться и стоит ли вообще связываться с побывавшими в воде экземплярами.

Степень затопления

Автомобили-утопленники очень сильно различаются по степени нанесенного стихией ущерба. Одна машина мирно «спала» на стоянке, но оказалась затоплена разлившейся рекой или дождевой водой, другая — искупалась в море, а третья — поймала гидроудар мотора и теперь нуждается в дорогостоящем капитальном ремонте. В зависимости от конкретных обстоятельств перечень проблемных мест и повреждений сильно различается. В одном случае ущерб минимален, в другом — поистине колоссален.

Фото: youtube.com LADA Niva 2 февраля 2022 «Выживет в апокалипсис». Европейцы отреагировали на утопленную Lada Niva
Фото: Shutterstock Ремонт автомобилей 11 марта Гидроудар: что это, как происходит, последствия и что делать

Первостепенным показателем выступает уровень затопления машины относительно ключевых узлов и агрегатов: двигателя, трансмиссии и электронных блоков управления.

Второй важный фактор — это тип самой воды. Пресная вода из обычных рек и озер относительно неагрессивна, а вот морская, содержащая соль, приводит к активному развитию коррозии как на кузове, так и в электронике. В этом случае под замену могут пойти вообще все блоки управления и провода. Впрочем, и такие машины при должном подходе могут еще долго радовать своих обладателей. Специалисты считают, что восстановлению подлежат любые экземпляры. Вопрос в целесообразности и цене.

Что именно страдает

По словам технического директора международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никиты Родионова, последствия для автомобиля от подтопления зависят от количества воздействующей воды и сроков пребывания в ней: длительное воздействие большой воды для автомобиля губительно.

Фото: Trong Nguyen / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Trong Nguyen / Shutterstock / FOTODOM

«Первое, что страдает от серьезного подтопления, — электроника. В автомобиле множество блоков управления, электронных систем, которые будут окисляться и повреждаться. Далее вероятны различные сбои и хаотичная работа элементов электросистемы. Причем предвидеть, в какой момент какая из них откажет, практически невозможно. Один элемент может выйти из строя буквально сразу, а в другом из-за запуска процесса окисления появится ржавчина и начнется постепенное разрушение», — пояснил специалист.

«Если машина была полностью погружена под воду, то любой электронный блок может выйти из строя в любой момент», — добавил он.

К числу деталей, чаще всего выходящих из строя при погружении в воду, эксперт отнес датчики массового расхода воздуха, которые при контакте с влагой начинают работать некорректно, что приводит к переходу двигателя в аварийный режим. Намокание катушек зажигания и вовсе нередко приводит к короткому замыканию.

Обратил внимание эксперт и на еще один момент: в утопленных машинах часто ускоряется износ деталей цилиндропоршневой группы двигателя. Если в мотор попала грязная вода с песком, мусором и илом, эти частицы начинают работать как абразив. В результате их воздействия даже бодрый двигатель может быстро выйти из строя.

Страдает и кузов: как правило, от воздействия воды ржавчина появляется в багажнике под нишами, под коврами и под запаской.

Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна») подчеркнул, что именно на двигатель при подборе стоит обращать первостепенное внимание. Здесь возможны две ситуации: первая — подтопление произошло, когда автомобиль был заведен и находился в движении, вторая — двигатель автомобиля был заглушен.

Если двигатель был заведен, он мог получить гидроудар и выйти из строя. Но такая поломка происходит далеко не всегда. Также необратимые последствия могут произойти для коробки передач. В электронике при запущенном моторе нередко происходит короткое замыкание.

Фото: A_Lesik / Shutterstock / FOTODOM
Фото: A_Lesik / Shutterstock / FOTODOM

При заглушенном двигателе последствия, как правило, более мягкие и зависят от степени погружения. После несильного подтопления бывает достаточно промыть и высушить двигатель, а также заменить технические жидкости в моторе и коробке передач. Однако даже после этих процедур гарантии беспроблемной работы этих агрегатов не даст никто.

Наиболее запущенные случаи

Самыми проблемными, по словам Мартынова, являются машины, длительное время находившиеся под водой. От таких экземпляров действительно лучше отказаться.

«Если автомобиль находился в воде достаточно длительное время и салон был заполнен водой, то это достаточно страшная ситуация. В салоне автомобиля есть много материалов, которые впитывают влагу, в частности, шумоизоляция пола, где также проходят и провода. Важно сделать полный разбор салона и грамотно его просушить. Если этого не сделать, то в автомобиле будет развиваться коррозия, в том числе будет оказываться воздействие на электрические кабели и провода. В этом случае автомобиль начинает «глючить», какие-то электрические и электронные компоненты перестают работать, при этом поломку найти очень сложно, поскольку она может быть где угодно. Это самая большая угроза в подтопленных автомобилях. Если есть хоть какая-то альтернатива, то подтопленные автомобили лучше не покупать», — заключил собеседник.

Что можно брать

Никита Родионов обратил внимание на класс автомобиля: чем он выше и чем новее модель, тем больше шансов на конструктивно продуманную защиту от недолгосрочного воздействия влаги. К примеру, в ряде современных моделей электронные блоки имеют влагозащищенные корпуса, усовершенствованные уплотнения в агрегатах, которые помогают предотвратить попадание воды внутрь.

«Можно сравнить современный автомобиль с современным телефоном: его можно «уронить» в воду и без последствий оттуда достать. Автомобиль, внезапно провалившийся в реку и быстро оттуда извлеченный, может не доставить проблем владельцу. Но если это были часы или дни в воде, если это морская вода, то шансы на беспроблемную эксплуатацию минимальны», — считает Родионов.

Если автомобиль искупался в глубокой луже, например, по двери, ключевые узлы и моторный отсек не пострадали, то никаких проблем может и не возникнуть.

Фото: A_Lesik / Shutterstock / FOTODOM
Фото: A_Lesik / Shutterstock / FOTODOM

Привести в порядок такие экземпляры также относительно просто, хотя в целом обслуживание «утопленников» — это сложный и трудоемкий процесс. «После сильного дождя и большой лужи достаточно провести тщательную диагностику и убедиться, что с автомобилем все в порядке», — отметил собеседник.

В целом к выбору автомобиля-утопленника специалисты рекомендуют отнестись максимально настороженно, хотя это хорошая возможность получить солидный дисконт. Никакой особой специфики при осмотре и диагностике машины из «лужи» не существует. Главное — делать это в профессиональном сервисе.

Существует и категория «утопленников», являющаяся таковыми лишь формально. Такие машины до недавнего времени массово завозились из США преимущественно через Белоруссию. В Америке часты стихийные бедствия, которые используются местными жителями как повод для получения страховой выплаты и покупки новой машины. После стихийного бедствия владельцу выплачивается 100-процентная компенсация, а само транспортное средство выставляется на аукционе по бросовой цене. Продавец рисует ватерлинию, позволяющую оценить степень утопленности. Во многих случаях ущерб транспортному средству оказывается минимальным. После восстановления эти экземпляры проезжают сотни тысяч километров и еще долго радуют новых хозяев.

Читайте также:

Названы самые популярные в России подержанные машины в возрасте до 7 лет

Geely Coolray с пробегом 100 тыс. Владельцы — о проблемах эксплуатации

Пробега нет, но есть проблема. Скандал вокруг иномарок, ввезенных из КНР

Exeed с пробегом 100 тыс. Владелец рассказал, что происходило с машиной