РБК АВТО
Краш-тесты
Подписаться на Telegram-канал

5 самых безумных краш-тестов автомобилей. Это нужно видеть

Lixiang спас пассажиров после ДТП с двумя грузовиками
Список моделей, сумевших доказать, что безопасность — не слабая сторона китайского автопрома
Краш-тест Ora Lighting Cat
Краш-тест Ora Lighting Cat (Фото: chinamashina / Telegram)

Помимо стандартных краш-тестов, китайские автопроизводители все чаще прибегают к собственным, нестандартным методам испытаний. Эти тесты порой выглядят как трюки из голливудских блокбастеров: на машины сбрасывают многотонные грузы, запускают их с эстакад или сталкивают с препятствиями при экстремальных нагрузках. Пять самых ярких и необычных экспериментов — в подборке Autonews.ru.

Танк против Geely Galaxy E5

Компания Geely продемонстрировала устойчивость аккумуляторной батареи Aegis Gold Brick, установленной на электрический кроссовер Galaxy E5, в ходе показательного испытания. Батарея была подвергнута экстремальному механическому воздействию: по ней неоднократно проезжал 36-тонный танк ZTZ-59D, создавая нагрузку, превышающую требования обновленных национальных стандартов Китая на 80%.

Танк не смог раздавить аккумулятор Geely Galaxy E5
Танк не смог раздавить аккумулятор Geely Galaxy E5

Испытание имитировало один из наиболее тяжелых сценариев — серьезное внешнее сжатие и деформацию элементов батарейного блока. Давление оказалось в 1,8 раза выше установленной нормативной нагрузки. Тем не менее, аккумулятор сохранил полную структурную целостность. Не было зафиксировано признаков вздутия, утечки электролита, возгорания или теплового разгона — ни на уровне отдельных ячеек, ни в батарее в целом.

Дополнительно танк раздавил группу из десяти аккумуляторных элементов, чтобы подтвердить безопасность технологии на уровне отдельных модулей. По итогам независимой экспертизы, батарея Geely выдержала экстремальные нагрузки без нарушения ключевых параметров безопасности.

Подобные демонстрации стали ответом на ужесточающиеся требования к безопасности аккумуляторов в Китае. Новый национальный стандарт, вступивший в силу в 2024 году, устанавливает более строгие нормы в части защиты от возгораний и устойчивости к физическим повреждениям. Geely, судя по всему, готова соответствовать этим требованиям — с большим запасом прочности.

Арбуз против Xiaomi SU7 Ultrа 

Большинство автопроизводителей предпочитают демонстрировать безопасность своих аккумуляторов традиционно — через лабораторные краш-тесты и слайды PowerPoint, где подробно разбираются инженерные решения. В Xiaomi пошли другим путем — и сделали это с присущей компании наглядностью и элементом шоу.

Защита батареи Xiaomi SU7 Ultra выдержала падение с 6-го этажа
Защита батареи Xiaomi SU7 Ultra выдержала падение с 6-го этажа

В недавно опубликованном видео глава Xiaomi Лэй Цзюнь сбрасывает с шестого этажа арбуз. Но не простой. Плод покрыли специальным защитным покрытием — именно такое используется в конструкции аккумулятора электрического седана Xiaomi SU7 Ultra. Несмотря на падение с большой высоты, арбуз остался целым. В кадре он выглядит скорее как матовый шар, но все же: внутри, утверждают в компании, — все та же сладкая ягода. Хотя никаких попыток его разрезать или съесть в видео не показано. «Даже топор не возьмет», — комментирует Лэй Цзюнь, намекая на прочность материала.

Основной посыл ролика — продемонстрировать, как Xiaomi защищает аккумулятор SU7. В основе — технология CTB (Cell-to-Body). Система включает 14-слойную защиту с усилением из сверхпрочной стали, аэрогелевую изоляцию, активное охлаждение площадью 7,8 м², систему управления батареями на основе искусственного интеллекта (BMS) и постоянный мониторинг. Все эти меры направлены на то, чтобы предотвратить механические повреждения, перегрев и короткие замыкания.

Geely Monjaro против многотонного контейнера

Пока в интернете обсуждают блогеров, бросающих на машины бетонные блоки ради лайков, в Китае провели куда более серьезный эксперимент — почти как краш-тест, но со строительной техникой. На кроссовер Geely Monjaro с высоты четырех метров уронили металлический грузовой контейнер весом 2,2 тонны.

На Geely Monjaro сбросили многотонный контейнер
На Geely Monjaro сбросили многотонный контейнер

Контейнер — стандартный, грузовой, как на морских судах. Его подняли с помощью крана и сбросили строго вертикально — прямо на крышу стоящего автомобиля. Удар оказался довольно сильным, но Geely выдержал. Кузов не сложился, как бумажный: силовая структура осталась целой, стойки не деформировались, двери не заклинило — их по-прежнему можно было открыть вручную. Более того, Monjaro завелся и самостоятельно покинул площадку.

Повреждения, конечно, были. Разбилось лобовое стекло, выбило окна задних дверей, сработали фронтальные подушки и боковые шторки безопасности. Но передние боковые стекла остались на месте — как и общая геометрия кузова.

Li L9 против пары грузовиков

12 августа 2024 года Китайский научно-исследовательский институт автомобильной инженерии (CAERI) официально подтвердил: крупный внедорожник Li L9 модельного года 2024 успешно выдержал испытание «SUPER CRASH» — один из самых жестких тестов на пассивную безопасность.

LI L9 пережил столкновение с двумя грузовиками
LI L9 пережил столкновение с двумя грузовиками

Сценарий моделировал ситуацию, в которой легковой автомобиль одновременно зажат между двумя тяжелыми грузовиками: сзади — 8-тонным, спереди — 30-тонным. Несмотря на колоссальное давление, Li L9 сохранил структурную целостность: стойки A, B и C остались практически невредимы, салон не деформировался. Система пассивной безопасности сработала корректно: подушки раскрылись вовремя, ремни натянулись, двери остались функциональными, скрытые ручки выдвинулись, активировалась система экстренной связи E-CALL, включились аварийные огни, а дисплей в салоне продолжал работать.

Как подчеркивают в Li Auto, прочность автомобиля обеспечивается за счет собственной конструкции кузова с высоким уровнем пассивной защиты. Более 75% силовой структуры выполнено из высокопрочной стали, почти треть — из горячештампованной. Именно из нее изготовлены критически важные элементы: стойки, пороги, усилители дверей. Благодаря этому кузов работает как защитная клетка, а его жесткость на кручение достигает 31 971 Нм/градус.

В дополнение к прочной конструкции, Li L9 оснащен девятью подушками безопасности уже в стандартной комплектации. В их числе — боковые шторки, закрывающие все три ряда, а также подушки второго ряда, что особенно важно для семейного автомобиля.

Ora Lighting Cat против ям

В рамках китайского проекта Top Safety, известного своими неординарными методами, автомобиль на полной скорости запустили в яму глубиной почти два метра. Lighting Cat, подлетев на трамплине, несколько раз перевернулся в воздухе и жестко приземлился с шестиметровой высоты.

Вот как Ora Lighting Cat спасла пассажиров при падении в яму
Вот как Ora Lighting Cat спасла пассажиров при падении в яму

По задумке организаторов, такой тест должен имитировать ситуацию, при которой машина вылетает с автострады за пределы ограждений — например, на мосту или эстакаде. Перед прыжком с трамплина с автомобиля отключили все системы активной безопасности, включая ESP и помощь при стабилизации. Разогнавшись со 150 метров, Lighting Cat «взлетел» и, вращаясь вокруг своей оси, совершил пять полных переворотов, пролетев всю 40-метровую яму.

Несмотря на жесткую посадку, конструкция электромобиля выдержала удар. Аккумулятор автоматически отключился от сети, предотвратив риск возгорания, а его герметичность осталась неизменной. Кузов не развалился: стойки A, B и C сохранили форму, салон остался целым, подушки безопасности раскрылись, ремни натянулись, а система E-Call активировалась автоматически.

Высокая прочность объясняется легко. Кузов Lighting Cat на 77,6% состоит из высокопрочной стали. Стойки A и B изготовлены из стали с прочностью до 2000 МПа — это один из самых высоких показателей среди серийных автомобилей. Лонжероны крыши имеют показатель в 1500 МПа.

Читайте также: