РБК АВТО
Дилеры
Подписаться на Telegram-канал

Что будет с ценами на новые машины в июле. Подождать или бежать в салон

Колебания рубля, высокая ставка и дефицит: как меняется рынок и к чему готовиться покупателям
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Рынок автомобилей в России продолжает находиться под давлением множества макроэкономических факторов. Валютные колебания, инфляционное давление, высокая ключевая ставка — все это напрямую влияет на ценовую политику автопроизводителей и дилеров. Autonews.ru проанализировал ситуацию на рынке и попытался ответить на главный вопрос: чего ожидать покупателям в июле 2025 года и насколько может измениться стоимость новых автомобилей.

У дилеров кончаются запасы машин

По мнению Ольги Кирилловой, коммерческого директора ГК «Альфа-Лизинг», в июле 2025 года на рынке автомобилей возможно повышение цен — в пределах 10–15%. Это связано с тем, что к середине лета у дилеров могут исчерпаться запасы прошлогодних моделей, а вместе с ними и специальные предложения на их приобретение.

В то же время эксперт не исключает и более благоприятного сценария. В случае если Банк России на июльском заседании снизит ключевую ставку, говорит она, удешевление автокредитов может частично компенсировать рост цен, сохранив интерес к покупке машин даже без скидок и акций.

SWM G01F Китай 16:00 Какие бренды придут в Россию, а какие покинут рынок. Ответ эксперта
Фото: Shutterstock / FOTODOM Скидки 14:25 Скидки на машины в России стали максимальными за пять лет. Причины

Кириллова также подчеркнула, что с точки зрения выгоды наиболее благоприятные периоды для приобретения автомобилей — это конец весны и поздняя осень. Именно в это время автосалоны чаще предлагают существенные скидки, стремясь освободить склады от накопившихся запасов.

«Пока же наблюдается дефицит свежих поставок новых моделей, преимущественно китайских брендов, занимающих все большую долю отечественного авторынка, что создает дополнительную нестабильность в ценообразовании и увеличивает риски нехватки популярных моделей уже летом», – заявила Кириллова

С начала 2025 года объем импорта автомобилей из Китая сократился почти вдвое, свидетельствует китайская таможенные статистика: с 326 тыс. машин за аналогичный период 2024 года до 146,8 тыс. единиц.

Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Изменения на рынке автокредитования

Также не стоит забывать, что с 1 июля 2025 года рынок автокредитования станет более структурированным — и одновременно более требовательным к заемщикам. Потенциальным покупателям придется тщательнее подходить как к выбору автомобиля, так и к планированию собственных финансов.

По словам Никиты Марголина, руководителя продаж сервиса «еКредит», теперь банки и микрофинансовые организации смогут выдавать не более 20% автокредитов тем заемщикам, чья долговая нагрузка превышает 50% от ежемесячного дохода. К тому же для кредитов свыше 1 млн руб. официальное подтверждение дохода станет обязательным. Это повысит прозрачность сделок, но одновременно усложнит процесс оформления и увеличит срок принятия решений.

«Таким образом, для части заемщиков с высокой, но формально допустимой (менее 50%) долговой нагрузкой кредит может стать ощутимо дороже или менее доступным из-за возросших требований», — поясняет Марголин.

Он также советует потенциальным покупателям заранее оценить свою финансовую устойчивость: подготовить справку 2-НДФЛ, рассчитать ежемесячную нагрузку, а при возможности — закрыть мелкие долги. Особенно внимательным стоит быть тем, кто рассчитывает на крупный первоначальный взнос — в этом случае даже незначительное снижение доходов может сделать выплаты по автокредиту слишком обременительными.

«Также стоит изучить действующие предложения по льготным программам автокредитования. Это может быть программа государственной поддержки или субсидирование автокредитования от производителей», — добавляет он.

Основанием для этих изменений стал закон, принятый в ноябре 2024 года. Документ наделяет Банк России правом устанавливать лимиты на выдачу кредитов в зависимости от уровня финансовой устойчивости заемщиков. В Центробанке подчеркивают, что новая система направлена на снижение рисков и борьбу с избыточной закредитованностью населения.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает инициативу регулятора своевременной. По его словам, одна из главных проблем рынка заключается в том, что многие россияне, уже имеющие обязательства, продолжают оформлять новые кредиты, что повышает риски массовых невыплат.

«Безусловно, нужно это дело ограничивать, и политику ЦБ в данном случае мы поддерживаем», — заявил он.

Снижение покупательской активности

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский считает, что традиционное весеннее оживление продлится недолго и летом спрос вновь просядет.

«Скорее всего, в июне и июле активность покупателей традиционно снизится. А с наступлением осени, мы надеемся, появятся положительные внешние факторы и стабилизируется национальная валюта, что даст эффект активности покупателей», — прогнозирует он.

Несмотря на заметное охлаждение интереса к покупке автомобилей в начале лета, эксперты надеются, что уже осенью рынок сможет перейти к фазе постепенного восстановления. Именно этот период, по их мнению, способен стать поворотной точкой: возвращение части отложенного спроса и возможная стабилизация валютного курса могут создать условия для более предсказуемого ценообразования и оживления сделок.

Кроме того, если Банк России ослабит монетарную политику во второй половине года, это может сделать автокредиты доступнее и стимулировать возвращение покупателей, которые ранее отложили покупку из-за высокой стоимости заемных средств.

Похожую динамику описывает и управляющий директор группы «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов. По его словам, к середине лета у большинства дилеров и импортеров могут закончиться запасы автомобилей 2024 года выпуска. Вместе с этим завершится и действие сезонных акций и специальных предложений, которые сегодня позволяют покупателям сэкономить.

«К июлю можно ждать роста цен в сегменте примерно на 10–15%», — отметил Агаджанов, добавив, что рынок постепенно возвращается к состоянию, при котором скидки становятся исключением, а условия приобретения — менее гибкими.

Таким образом, в ближайшие месяцы участникам рынка предстоит адаптироваться к снижению потребительской активности, в то время как осень может принести долгожданную стабилизацию — при условии, что макроэкономическая ситуация позволит.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press