На чем крепится бампер
На саморезах, пистонах и защелках. Единой универсальной инструкции быть не может, однако принципиально крепление на современных машинах схоже. Далее будет описан приблизительный алгоритм для понимания общей последовательности. При проведении же работ ориентироваться следует в первую очередь на оригинальное руководство по ремонту. Хорошо помогают и тематические форумы и бортжурналы — в них могут быть описаны неочевидные нюансы, опущенные в официальных мануалах.
Как снять передний бампер
- Открыть капот и демонтировать фальшрешетку радиатора. Обычно для этого следует открутить шурупы сверху, после чего появится доступ либо к нижним шурупам, либо к удерживающим решетку защелкам.
- Под решеткой окажутся в доступе саморезы, крепящие бампер к силовому поперечному брусу кузова. Такие же саморезы могут быть левее и правее по верхней кромке бампера. Точки крепления необходимо заранее уточнять для конкретного автомобиля.
- Снять подкрылки. Это необходимо для доступа к скрытым точкам фиксации бампера в районе кромок крыльев. Иногда для этого достаточно открутить подкрылки частично, но если бампер снимается впервые, для удобства лучше демонтировать их полностью.
- Отсоединить бампер от точек фиксации к крыльям. Это либо просто защелки, либо саморезы, либо саморезы + расширяемые ими клипсы-тюльпаны. Иногда (на кроссоверах) бампер может дополнительно крепиться под накладками арок. В этом случае накладки необходимо отщелкнуть, чтобы получить доступ.
- Осмотреть нижнюю кромку бампера и отсоединить его там. Обычно это саморезы, фиксирующие деталь к нижней части «телевизора» — прямоугольной раме, на которой расположены радиаторы.

В процессе демонтажа нельзя забывать о проводке датчиков, противотуманок и других комплектующих, которые имеют связь с фронтальным бампером. Например, проводка радара (если есть такой ассистент) может пролегать через зажимы-органайзеры бампера и ее легко повредить.
Как снять задний бампер
Часто для снятия заднего бампера на кроссоверах (наиболее популярный сегодня тип кузова) необходимо демонтировать фонари. Поэтому общую процедуру мы опишем с учетом этого нюанса.
- Открыть багажник и снять декоративную накладку в районе нижней кромке уплотнителя. По аналогии с передней фальшрешеткой, после этого на виду окажется часть саморезов.
- Снять фонари. Обычно они прикручены гайками, а также держатся на подпружиненных клипсах или других быстросъемах. Доступ к плафонам обеспечивается отгибанием части карпета багажника или снятием вентиляционной решетки. Иногда в обшивке есть специально вырезанные клапаны. Под фонарями также обнаружатся саморезы или защелки крепления бампера.
- Снять задние подкрылки, если они есть.
- Отстегнуть часть накладок на крыльях (если есть) и открепить бампер от их кромок.
- Освободить нижнюю плоскость бампера — обычно это соединение с подкрылками, кузовной пластиной или пыльником под днищем.
Как и в случае с передним бампером, нельзя забывать о парктрониках, противотуманных фонарях и прочей электрике, интегрированной или проходящей через деталь.

Общие советы
- Обязательно ознакомьтесь с последовательностью действий перед началом работ. Даже если кажется, что все точки крепления очевидны, в процессе могут возникнуть трудности. Современные машины спроектированы с расчетом на минимизацию кузовных зазоров, поэтому конструкторы применяют ухищрения, разгадать которые с первого раза может не получиться. В итоге придется покупать недешевые крепления вместо сломанных, а иной раз можно повредить и часть бампера.
- Заранее обзаведитесь соответствующим инструментом. Просто отвертки или фомки будет недостаточно. Сегодня очень недорого продаются множество комплектов съемников. Это всевозможные лопатки, вилки, расширители и прочие инструменты, предназначенные именно для демонтажа элементов салона и кузова. Работать таким арсеналом не только удобнее, но и безопаснее для деталей.
- Если бампер уже свободно болтается, но застрял в одной-двух точках — не спешите срывать его силой. Так вы просто сломаете или погнете один из элементов крепления. Скорее всего, что-то не до конца вышло из пазов или не до конца откручено.