Что такое шкив коленвала
Шкив коленвала — это деталь, осуществляющая привод навесных агрегатов через сервисный ремень (он же ремень агрегатов). Представляет собой металлический диск с несколькими пазами по окружности, в которых удерживается ремень. Одна из сторон диска обрамлена зубчатым венцом — с него считывает обороты датчик положения коленвала (ДПКВ). Что такое коленчатый вал мы подробно обсуждали в отдельной статье, а сегодня поговорим о шкиве.
Для чего нужен шкив коленвала
Основное назначение — передавать крутящий момент от коленчатого вала вспомогательным агрегатам. Второе назначение — взаимодействовать с ДПКВ, который задает алгоритм работы всего двигателя. Датчик считает проходящие мимо него зубья на венце шкива, определяя, таким образом, обороты.
Чаще всего шкив коленвала (КВ) имеет демпфер крутильных колебаний. Это прослойка из твердой резины между центральной и внешней частью шкива. Как видно из названия, демпфер необходим для снижения паразитных вибраций и резонансов, возникающих в процессе работы связки двигателя и агрегатов. Шкив с демпфером можно представить как большой сайлентблок, где внутренняя и внешняя части связаны только слоем резины, хотя и представляют собой единую деталь.
Где находится шкив коленвала
На конце коленвала, со стороны, противоположной коробке передач. И если сторона с маховиком скрыта в корпусе КПП, то шкив находится снаружи и открыт для обслуживания.

В какую сторону откручивается шкив коленвала
В противоположную вращению. Это сделано с целью самозатягивания болта в процессе работы двигателя. Таким образом, у подавляющего числа автомобилей, где коленвал вращается по часовой стрелке (если смотреть на шкив), болт откручивается против часовой. Но есть двигатели с обратным вращением — например, часть моделей Honda. Там шкив, соответственно, откручивается по часовой.
Как зафиксировать шкив коленвала
Если возникла необходимость снять шкив, скорее всего, придется проявить терпение и некоторую смекалку. За годы болт сильно прикипает, да и сам шкив плотно напрессовывается на вал и просто так не слезет. Для фиксации шкива применяют следующие методы.
1. Застопорить шкив. Методов множество: от ремня, туго обматывающегося вокруг детали, до фомки, установленной в распор. Что касается последнего, действовать следует осторожно. Если деталь не снималась много лет (а то и пару десятилетий), она может фактически «привариться» к посадочному месту. Уперев лом в один из «лучей» шкива и пытаясь сорвать болт длинным рычагом, можно повредить сам шкив. Бывает так, что металл в районе «луча» просто лопается — при этом болт так и остается на месте. Поэтому на старых машинах крайне желательно провести подготовку:
- замочить болт в специальном средстве. Это может быть кислота (т.н. антиржавчина), состав типа WD40 или иная соответствующая задаче химия;
- непосредственно перед откручиванием нелишним будет погреть болт горелкой. Однако здесь требуется осторожность: главное не поплавить демпфер.
2. Застопорить коленчатый вал. Это более правильный вариант, и именно такой способ описывается в руководствах по ремонту. Для фиксации можно использовать либо специализированный инструмент, заклинивающий венец маховика, либо подручные инструменты. Используются фомки, клины, большие ключи и прочие предметы.
3. Включение первой передачи и нажатие на тормоз (только для механики). В этом случае осуществляется механическая связь двигателя и колес. Для реализации метода потребуется напарник.

Как открутить и снять шкив коленвала
Обычно шкив КВ снимают либо для его замены (износился демпфер, сорвало шпонку), либо для глубокой разборки двигателя. Как уже отметили, кроме проблемы с гайкой почти всегда встает вопрос о снятии детали с вала. Последовательность действий может быть следующей.
Как открутить
- Шкив стопорится любым удобным способом, как описано выше.
- На гайку накидывается усиленная головка с воротком (обычная головка может лопнуть, а гаечный ключ — слизать грани).
- На вороток надевается подходящий рычаг. Обычно это длинная труба. После чего гайка срывается.
В интернете можно найти «технологию», по которой болт коленвала заклинивается воротком с трубой, после чего зажигание поворачивается на старт и болт откручивается за счет стартера. Сразу скажем, что метод этот весьма опасный и срабатывает далеко не всегда. Вместо открученного болта можно получить сорванную шпонку (она удерживает шкив на валу), слизанные грани болта, улетевший в радиатор вороток и другие неожиданности.
Как снять
Для снятия шкива с коленвала лучше применять специальный съемник. Стоит он недорого, а работу облегчает ощутимо. Самый простой представляет собой резьбовой штифт с закрепленной на ней рамой с лапами. Лапы цепляют шкив, а штифт упирается в коленвал. Вращением штифта рама с лапами вытягивает шкив наружу, снимая его с вала.
Если съемника нет, используются все те же ломы, проставки и иные подручные средства. Но следует помнить, что шкив весьма хрупкий. Применяя грубую силу его можно легко замять или расколоть.