РБК АВТО
Китай
Подписаться на Telegram-канал

Китайский автопром утопает в долгах: рост на 56% за 5 лет

Как ценовая гонка подорвала устойчивость китайского автопрома
Суммарный долг производителей превысил 950 млрд юаней. Склады переполнены, дилеры жалуются на принудительные отгрузки. Перепроизводство стало головной болью отрасли.
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Автомобильная промышленность Китая входит в полосу турбулентности. Перепроизводство, затяжная ценовая война и обострение финансовых рисков вызывают беспокойство не только среди участников рынка, но и у властей. Регуляторы открыто говорят о рисках подрыва устойчивости сектора, который еще недавно считался драйвером технологического роста страны. Autonews.ru разобрался, что происходит с китайским автомромом.

Рост числа невостребованных автомобилей

На фоне замедления спроса и ценовой гонки автоконцерны активно наращивают запасы. Совокупный уровень остатков на складах вырос более чем в два раза с 2019 года и достиг 370 млрд юаней (около $51,5 млрд). По данным дилеров, производители все чаще продают невостребованные машины как подержанные, чтобы выполнить внутренние KPI.

Рентабельность снижается: медианная чистая прибыль опустилась с 2,7% в 2019 году до 0,83% в 2024-м. Исключение — все та же BYD, которая смогла повысить маржу до 5,4% за счет диверсификации: если пять лет назад только половина выручки приходилась на авто, то теперь этот сегмент занимает почти 80%.

Ценовая война бьет по финансам

Долговая нагрузка сектора также растет. Общий объем обязательств производителей увеличился на 56% и составил 959 млрд юаней, а медианный коэффициент долговой нагрузки вырос до 51,3%.

Согласно данным LSEG, собранным по 33 китайским автопроизводителям, зарегистрированным на бирже, финансовое положение отрасли заметно ухудшилось за последние шесть лет. Начавшаяся в 2023 году ценовая война резко снизила маржу и увеличила долговую нагрузку. Показателен один из наиболее тревожных симптомов — рост сроков оплаты поставщикам. Если в 2019 году среднее время расчетов составляло 99 дней, то в 2024-м — уже 108.

С 1 июня в Китае вступило в силу новое правило: крупные компании обязаны оплачивать счета не позднее чем через 60 дней после получения товаров или услуг. Эта мера направлена на борьбу с практикой, при которой автопроизводители фактически перекладывают кассовые разрывы на плечи своих контрагентов.

Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Фото: Kevin Frayer / Getty Images

«Это (новое регулирование) обеспечит более равные условия игры и, по сути, не позволит этим автопроизводителям превращать своих поставщиков в банкиров», — заявил Йорг Вуттке, вашингтонский партнер консалтинговой группы DGA-Albright Stonebridge.

BYD, Geely и другие: кто как платит

Даже у таких лидеров, как BYD, ситуация далека от идеальной. По данным LSEG, в 2024 году компания расплачивалась с поставщиками в среднем через 127 дней, тогда как в 2019 году — через 81. В самой BYD утверждают, что средний срок оплаты, включая векселя, наоборот снизился: с 139 до 127 дней.

Geely, один из крупнейших частных автопроизводителей Китая, увеличил срок расчетов до 193 дней — на 54 дня больше, чем пять лет назад. В компании от комментариев отказались.

На общем фоне выделяется Great Wall Motor, которая, наоборот, сократила срок платежей с 115 до 94 дней. Впрочем, производитель также не стал комментировать причины такой динамики.

Особое внимание привлекли два бренда — Nio и Xpeng. Эти амбициозные игроки электромобильного сегмента сегодня остаются в минусе, несмотря на улучшение операционных показателей. При этом именно они демонстрируют самые длительные сроки оплаты: 223 и 237 дней соответственно.

Nio заявила, что обязуется выполнять новые правила и укладываться в 60-дневный срок. В Xpeng тоже выразили готовность подстроиться под требования — об этом заявил глава компании Хэ Сяопэн на недавней пресс-конференции, подчеркнув, что ликвидность продолжает расти.

Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Реакция правительства

На фоне усиливающегося дефляционного давления и ценовой нестабильности власти Китая сигнализируют о готовности взять под жесткий контроль поведение бизнеса. Как сообщили местные СМИ, высшее руководство страны на этой неделе заявило о намерении ужесточить регулирование агрессивного демпинга, к которому прибегают китайские компании.

На заседании Центральной комиссии по финансовым и экономическим вопросам, высшего органа при Коммунистической партии Китая, прозвучали жесткие формулировки:

«Предприятия, занимающиеся беспорядочной конкуренцией по низким ценам, должны регулироваться в соответствии с законами и правилами», — цитирует «Синьхуа».

Комиссия также призвала бизнес отказаться от краткосрочных решений и сосредоточиться на устойчивом развитии:

«Предприятиям следует рекомендовать повышать качество продукции и поддерживать планомерный вывод из эксплуатации устаревших производственных мощностей».

Позиция участников рынка

Кризис, связанный с агрессивным демпингом на автомобильном рынке Китая, назревает не один месяц. Еще в конце мая Министерство промышленности и информатизации страны выступило с официальным предупреждением, заявив, что совместно с правоохранительными органами начнет борьбу с недобросовестной конкуренцией.

«В ценовой войне нет победителей», — заявило министерство в своем аккаунте в WeChat, подчеркнув, что будет защищать интересы потребителей и добиваться качественного роста отрасли.

Поводом для новой эскалации стал шаг лидера рынка — компании BYD, которая в мае объявила о дополнительных стимулах более чем на 20 моделей. Речь шла, в том числе, о субсидиях при сдаче старого авто в зачет покупки нового. За BYD последовали и другие игроки, включая Geely и Chery, фактически запустив новую волну ценового давления.

Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Фото: Kevin Frayer / Getty Images

На происходящее отреагировала и Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM). В своем заявлении CAAM призвала остановить ценовые войны, подчеркнув, что они уже наносят ущерб прибыльности и производственной эффективности.

Ведомства и ассоциации едины в позиции: рынок нуждается в жестких мерах саморегуляции. В сообщении министерства подчеркивается:

«За исключением снижения цен на товары в соответствии с законодательством, предприятия не имеют права продавать товары по ценам ниже себестоимости».

Между тем, внутри отрасли все чаще возникают публичные разногласия. Так, на фоне агрессивной политики BYD глава Great Wall Motor обвинил рынок в «нездоровости». В ответ председатель BYD назвал это заявление паническим и не соответствующим реальному положению дел.

Читайте также: