Дилерские центры в России терпят бедствие, а продажи продолжают падать даже на фоне снижения цен на новые автомобили. Авторынок уже сжался до критически низких значений, но перспектив для роста нет. О серьезнейших проблемах автомобильной отрасли глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин рассказал на пресс-конференции, посвященной итогам первой половины 2025 года. Озвученные дилерами предложения по выводу отрасли из кризиса могут не понравиться гражданам.
Дилеры подробно разобрали несколько моментов:
- от высокой ключевой ставки выигрывают только банки;
- средняя цена нового автомобиля упала, но покупать машины людям не на что;
- за полгода продажи рухнули на 27%;
- рынок ждет самая сильная стагнация за последние 10 лет;
- рентабельности нет, дилерам нужна поддержка государства;
- граждан придется отлучать от старых машин.
Кредиты невозможно взять
Фундаментальная проблема и для дилеров, и для покупателей машин, по мнению представителей РОАД, заключается в высокой ключевой ставке. Из-за нее коммерческие кредиты выдаются под 27–30%, а без кредитов не может функционировать и развиваться ни один бизнес.
Это неподъемная ставка для многих компаний. Их рентабельность — порядка 20% и меньше», — пояснил Подщеколдин. — До 2023 года рентабельность нашей индустрии составляла примерно 2,8%, в прошлом году — около 1%».
Эксперт отметил, что, просто положив деньги на депозит, в месяц можно зарабатывать порядка 2%, вообще ничего не делая.
Здравый смысл подсказывает, а зачем вообще заниматься бизнесом?»

У обычных покупателей денег просто нет. По оценке бюро кредитных историй, выдачи автокредитов уже снизились на 53%. В РОАД отметили, что, чтобы купить машину со средней ценой 3 млн руб., гражданам приходится брать кредит под 30%, но для большинства такие условия неприемлемы.

Стоимость машин падает, но их не берут
Из-за низкой покупательной способности машины перестали брать, склады по-прежнему затоварены. Впервые с 2017 года стоимость автомобилей ряда марок уже пришлось опускать на 5–8% или на 150–170 тыс. руб.
Казалось бы, мы должны видеть рост продаж, но его нет. Когда цены снижаются, должны быть продажи, а продажи, к сожалению, падают», — заметил глава РОАД.
Итоги первого полугодия оказались лучше результатов 2023 года, но сильно хуже 2024 года (минус 27%). Всего в период с января по июнь продано 569 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Прогноз — неутешительный.
Если ничего не будет сделано, то по итогам года мы увидим рынок не более чем в 1 150 000 штук, а если что-то будет сделано с кредитованием, то мы увидим рост продаж до 1 300 000. Это критически мало для нашего рынка», — считают в РОАД.
Падение — катастрофическое
На катастрофу, по мнению дилеров, указывает следующий факт: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе покупку нового автомобиля, в первой половине 2025 года таковых оказалось лишь 16%. Хуже дела обстояли лишь в 2022–2023 годах, возможность покупки новой машины сокращается. В деньгах рынок уже просел на 20% к аналогичном периоду прошлого года.
Это обвал рынка. Притом, что цены снижаются. Явно надо признать, что авторынок болен. Даже такое лекарство, как снижение цены, не действует. Это означает, что и бизнес перестает зарабатывать — как производители, так и дилеры. Весь рынок в красном», — уточнил Подщеколдин.

В РОАД отметили, что в России присутствует огромное количество брендов, но многие из них номинальны. На эту продукцию вряд ли можно будет купить запасные части, техника не будет нормально обслуживаться. Продажи таких брендов замерли на уровне в 100–200 единиц в год.
Дилерам грозит закрытие
По прогнозам РОАД, в 2025 году многим автодилерам грозит закрытие. Порядка 30% компаний испытывают серьезные финансовые трудности и находятся на грани прекращения работы; за первую половину года около 200 центров уже закрылось.
Причин несколько:
- маленький объем рынка;
- высокие ставки по кредитам;
- скромная маржа;
- низкая покупательная способность населения.
Сегодняшние скидки на автомобили даются за счет маржи и прибыли, — уточнил Подщеколдин. — Дилерская маржа — лишь 5–7%, даже не 10. Большинство компаний продают машины в минус. При прямой продаже автомобилей российского бренда мы теряем 20–30 тыс. руб. на каждом экземпляре, 70 тыс. — на «китайце». И в каждой импортной машине сегодня примерно миллион рублей государственных сборов».
В ассоциации считают, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточный уровень доходности ни для автопроизводителей, ни для дилеров.
Сегодня в России представлены автомобили 124 брендов — почти втрое больше, чем в США (45). Большую часть такого товара, по словам Подщеколдина, продать качественно нельзя. Если в США с рынком в 16 млн машин в год дилерских центров 16 700, то в России — порядка 4 000. В среднем продажи одной марки у нас — 12 900 в год, в США — 355 500, в 28 раз больше.