РБК АВТО
Дилеры
Подписаться на Telegram-канал

Дилеры на грани банкротства. Что будет с продажами новых машин в России

Глава РОАД Подщеколдин: надо признать, российский авторынок болен
Автомобильным дилерам не выжить без поддержки государства. Такой посыл дало властям дилерское сообщество в ходе пресс-конференции «Авторетейл. Итоги 1-го полугодия» ассоциации РОАД
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Дилерские центры в России терпят бедствие, а продажи продолжают падать даже на фоне снижения цен на новые автомобили. Авторынок уже сжался до критически низких значений, но перспектив для роста нет. О серьезнейших проблемах автомобильной отрасли глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин рассказал на пресс-конференции, посвященной итогам первой половины 2025 года. Озвученные дилерами предложения по выводу отрасли из кризиса могут не понравиться гражданам.

Дилеры подробно разобрали несколько моментов:

  • от высокой ключевой ставки выигрывают только банки;
  • средняя цена нового автомобиля упала, но покупать машины людям не на что;
  • за полгода продажи рухнули на 27%;
  • рынок ждет самая сильная стагнация за последние 10 лет;
  • рентабельности нет, дилерам нужна поддержка государства;
  • граждан придется отлучать от старых машин.

Кредиты невозможно взять

Фундаментальная проблема и для дилеров, и для покупателей машин, по мнению представителей РОАД, заключается в высокой ключевой ставке. Из-за нее коммерческие кредиты выдаются под 27–30%, а без кредитов не может функционировать и развиваться ни один бизнес.

Это неподъемная ставка для многих компаний. Их рентабельность — порядка 20% и меньше», — пояснил Подщеколдин. — До 2023 года рентабельность нашей индустрии составляла примерно 2,8%, в прошлом году — около 1%».

Эксперт отметил, что, просто положив деньги на депозит, в месяц можно зарабатывать порядка 2%, вообще ничего не делая.

Здравый смысл подсказывает, а зачем вообще заниматься бизнесом?»

Фото: РОАД
Фото: РОАД

У обычных покупателей денег просто нет. По оценке бюро кредитных историй, выдачи автокредитов уже снизились на 53%. В РОАД отметили, что, чтобы купить машину со средней ценой 3 млн руб., гражданам приходится брать кредит под 30%, но для большинства такие условия неприемлемы.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Стоимость машин падает, но их не берут

Из-за низкой покупательной способности машины перестали брать, склады по-прежнему затоварены. Впервые с 2017 года стоимость автомобилей ряда марок уже пришлось опускать на 5–8% или на 150–170 тыс. руб.

Казалось бы, мы должны видеть рост продаж, но его нет. Когда цены снижаются, должны быть продажи, а продажи, к сожалению, падают», — заметил глава РОАД.

Итоги первого полугодия оказались лучше результатов 2023 года, но сильно хуже 2024 года (минус 27%). Всего в период с января по июнь продано 569 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Фото: РОАД
Фото: РОАД

Прогноз — неутешительный.

Если ничего не будет сделано, то по итогам года мы увидим рынок не более чем в 1 150 000 штук, а если что-то будет сделано с кредитованием, то мы увидим рост продаж до 1 300 000. Это критически мало для нашего рынка», — считают в РОАД.

Падение — катастрофическое

На катастрофу, по мнению дилеров, указывает следующий факт: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе покупку нового автомобиля, в первой половине 2025 года таковых оказалось лишь 16%. Хуже дела обстояли лишь в 2022–2023 годах, возможность покупки новой машины сокращается. В деньгах рынок уже просел на 20% к аналогичном периоду прошлого года.

Это обвал рынка. Притом, что цены снижаются. Явно надо признать, что авторынок болен. Даже такое лекарство, как снижение цены, не действует. Это означает, что и бизнес перестает зарабатывать — как производители, так и дилеры. Весь рынок в красном», — уточнил Подщеколдин.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В РОАД отметили, что в России присутствует огромное количество брендов, но многие из них номинальны. На эту продукцию вряд ли можно будет купить запасные части, техника не будет нормально обслуживаться. Продажи таких брендов замерли на уровне в 100–200 единиц в год.

Дилерам грозит закрытие

По прогнозам РОАД, в 2025 году многим автодилерам грозит закрытие. Порядка 30% компаний испытывают серьезные финансовые трудности и находятся на грани прекращения работы; за первую половину года около 200 центров уже закрылось.

Причин несколько:

  • маленький объем рынка;
  • высокие ставки по кредитам;
  • скромная маржа;
  • низкая покупательная способность населения.

Сегодняшние скидки на автомобили даются за счет маржи и прибыли, — уточнил Подщеколдин. — Дилерская маржа — лишь 5–7%, даже не 10. Большинство компаний продают машины в минус. При прямой продаже автомобилей российского бренда мы теряем 20–30 тыс. руб. на каждом экземпляре, 70 тыс. — на «китайце». И в каждой импортной машине сегодня примерно миллион рублей государственных сборов».

В ассоциации считают, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточный уровень доходности ни для автопроизводителей, ни для дилеров.

Сегодня в России представлены автомобили 124 брендов — почти втрое больше, чем в США (45). Большую часть такого товара, по словам Подщеколдина, продать качественно нельзя. Если в США с рынком в 16 млн машин в год дилерских центров 16 700, то в России — порядка 4 000. В среднем продажи одной марки у нас — 12 900 в год, в США — 355 500, в 28 раз больше.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Что должно сделать государство

В РОАД считают, что правительству следует обратить внимание на проблему и запустить ряд мер поддержки отрасли.

Правительство должно изменить условия кредитования, если мы хотим поднять рынок до 2 млн и выше», — считает глава ассоциации.

Подщеколдин добавил, что нормальная емкость российского авторынка — порядка 3 млн автомобилей в год. Только такая цифра, согласно расчетам, способна остановить стремительное старение автопарка страны.

Почему стране необходимо 3 млн? Всего в стране вместе с грузовиками около 55 млн автомобилей, 39 — старше 10 лет. Чтобы возраст не рос, нужно продавать в год 3 млн. Если меньше, как сейчас, буквально через 5 лет у нас 80% парка будет старше 10 лет. Половина — старше 20 лет», — конкретизировал эксперт.

Фото: РОАД
Фото: РОАД

Существующие заводы способны покрыть по выпуску весь обозначенный объем, включая 100–200 тыс. грузовиков ежегодно. Проблема — в автокомпонентах.

К примеру, производитель фильтров делает 3 млн за 2–3 месяца. Что ему дальше делать? Я уже не говорю про завод свечей в Энгельсе. Завод может производить 180 млн свечей, а сегодня работает на 25 млн. Он их продать не может. Так зачем здесь создавать завод свечей? Заводы стекол и так далее. Китайский завод в Калуге может работать на 2–3 млн штук, а выпускает 1. Нужно создать автомобильный рынок, на который можно производить автокомпоненты. И эта цель — минимум 3 млн автомобилей в год», — заявил Пощеколдин.

В РОАД напомнили, что к 3 млн машин российский автопром пришел еще в 2012 году, а еще в 1985 году в СССР выпускалось 2,2 млн автомобилей.

Для достижения обозначенной цели в РОАД предложили государству разработать четкие правила игры для автопроизводителей — по аналогии с Китаем. Суть в следующем:

  • создавать совместные производства внутри страны с долями 50:50;
  • обязать зарубежных партнеров поставлять запчасти и разворачивать склады;
  • обеспечить обучением, литературой и поддержкой;
  • создать доступ к диагностике на российских ресурсах;
  • застраховать ответственность производителя на случай ухода.

Если производитель уходит с рынка, он должен застраховать уход и выплатить его участникам средства. Увидев такой объем правил, сюда не будут приходить китайские концерны, которые хотят только продавать. Сможет не больше десятка. Сейчас никто и ни за что не отвечает», — конкретизировал Подщеколдин.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Старье — в утиль

Нарастить продажи новых машин до адекватного уровня дилеры предлагают за счет возобновления госпрограммы по утилизации старой техники.

Когда срок эксплуатации закончится, государство должно поддерживать сдачу старых машин в утиль за счет программы утилизации, ведь утильсбор исправно собирается», — пояснил Подщеколдин.

Фото: РОАД
Фото: РОАД

Более конкретные предложения дилерское сообщество намерено облечь в Закон об обороте автомобилей, который, как ожидается, будет сформулирован до конца июля. Пока готова только «рыба» документа. В бумаге планируется четко прописать весь жизненный цикл автомобиля — от момента производства до утилизации, а заодно законодательно ввести ключевые понятия.

«В законе мы хотим сформулировать основные базовые понятия: что такое автомобиль, что такое дилер, кто такой автопроизводитель, кто такой дистрибьютор. Прописать, какое должно быть обслуживание и каким должен быть срок использования машины», — конкретизировал глава РОАД.

Срок эксплуатации — как вишенка на торте: введение понятия позволит сформулировать и реализовать новые меры воздействия на граждан:

  • по истечении срока эксплуатации или жизненного цикла автомобиля (ориентировочно около 15 лет) вводить повышенный транспортный налог;
  • сделать дороже страховку;
  • ввести обязательный техосмотр два раза в год в отношении старых машин.

По мнению дилеров, эти меры помогут снизить аварийность на дорогах, а заодно улучшат экологию.

Читайте также:

Песков объяснил, почему в российских машинах много импортных запчастей

Вот как отреагировали дилеры на предложение ФАС продавать машины онлайн

В России сократится число китайских автобрендов. Кто останется на рынке

Глава РОАД пояснил, насколько официальными являются продажи Li в России