Дилеры подсчитали, что для устойчивого снижения среднего возраста российского автопарка ежегодно нужно продавать примерно по 3 млн новых машин. Только в этом случае возможно его оздоровление.
По итогам первой половины 2025 года в России было продано 569 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей — на 27% меньше, чем в январе–июне 2024 года. В соответствии с пессимистическим сценарием от Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», по итогам всего года удастся реализовать 1,15 млн новых легковушек (-32%), а при улучшении ситуации на рынке и снижении ключевой ставки — не более 1,3 млн (-23%). Этот объем крайне мал. Такой уровень продаж приведет к дальнейшему старению отечественного парка машин. Средний возраст эксплуатируемых в России автомобилей уже перешагнул порог в 16 лет.
«У нас сейчас в парке примерно 50 млн автомобилей. 39 млн старше 10 лет. Ездить на машине, которой 15 лет или 20, — наверное, не очень и с точки зрения безопасности, и возможности обслуживания, — сказал на пресс-конференции по итогам полугодия президент РОАД Алексей Пощеколдин. — Для того чтобы 30 млн автомобилей было не старше 10 лет, нужно каждый год по 3 млн новых машин продавать. Тогда через 10 лет машины будут моложе 10 лет. Вот и вся математика».
В РОАД считают, что продавать в России по 3 млн машин вполне реально, поскольку общий объем нашего авторынка — около 7–8 млн единиц в год. Сейчас львиная доля этого объема приходится на подержанную технику.
Именно из расчета в 3 млн единиц в год закладывалось в начале 2000-х 19 заводов, напомнили в РОАД. Сейчас эти заводы фактически не работают.
«Наша оценка в 3 млн достаточно консервативна. Компания PWC в 2008–2009 годах прогнозировала, что авторынок России вырастет до 3,5 млн машин в год и займет первое место в Европе, — отметил сотрудник международного отдела РОАД Сергей Наумовский. — В США где-то 850 машин на 1 000 человек, а проникновение парка в России — где-то 350 автомобилей на 1 000 человек. Поэтому потенциал роста авторынка России почти в три раза выше, чем потенциал роста авторынка в США».
Сегодняшние объемы продаж, по мнению представителей РОАД, мешают и развитию заводов по выпуску автокомпонентов.
Читайте также:
- Налог на старые машины хотят повысить. Законопроект в разработке
- В России стали массово закрываться автодилеры. Причины
- Глава РОАД раскрыл, когда в Россию вернутся корейские автобренды
- Средняя цена новой машины упала впервые с 2013 года. Факты и цифры