Что произошло
В мае 2025 года Минтранс России подготовил проект поправок в правила дорожного движения (ПДД), предусматривающий уточнение понятия «детская удерживающая система (устройство)» (ДУУ), которое в ПДД прежде не разъяснялось. В соответствии с предлагавшимися поправками, перевозка детей должна осуществляться исключительно в специальных автокреслах или с использованием бустеров. Позднее, 18 июля, соответствующее постановление было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным.
В Министерстве транспорта посчитали, что массово применяемые в России всевозможные адаптеры, лямки, фиксаторы и накладки на ремни безопасности не просто не защищают детей при ДТП, но и усугубляют последствия аварий. В соответствии с внесенными в ПДД поправками, вступающими в силу с 26 июля 2025 года, перевозка детей в России будет возможна только в креслах или с бустерами.
Что меняется
Требования к детским автомобильным креслам устанавливаются регламентом Таможенного союза о безопасности транспортных средств. Пока в обороте находится большое количество устройств, не прошедших сертификацию. В основном это всевозможные бескаркасные кресла и адаптеры для штатных ремней. Приобретение и эксплуатация таких устройств позволяет автомобилистам экономить значительные средства, но они не защищают детей при авариях.
На некоторые подобные устройства выданы сертификаты, позволяющие продавать и представлять их под видом полноценных автокресел. Предъявить претензии к водителям, использующим эти девайсы, не могут даже сотрудники ГАИ: штрафовать за них с точки зрения закона пока нельзя.
В этой связи Минтранс решил устранить законодательные лазейки. Для этого пришлось сформулировать и ввести в ПДД понятие «детская удерживающая система».
Детская удерживающая система (устройство) — конструкция, предназначенная для перевозки детей в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью. Лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами», — говорится в тексте изменений.
Иными словами, все перечисленные устройства с 26 июля считаться допустимыми уже не будут. За их использование нарушителей накажут штрафом в размере 3 тыс. руб.

Напомним, что, в соответствии со ст. 22.9 ПДД, детей до 7 лет разрешено перевозить с использованием автокресел и бустеров, соответствующих весу и росту ребенка, с 7 до 11 лет — с ДУУ или ремнем безопасности на заднем сиденье, на переднем сиденье — только с ДУУ. Должностных лиц за нарушение наказывают штрафом в 25 тыс. руб., а юрлиц — 100 тыс. руб.
Что говорят в МВД
На проблему детского травматизма указали и в МВД. Она обозначена в проекте стратегии повышения безопасности дорожного движения, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Почти две трети (61,4% в 2024 году) погибших в дорожно-транспортных происшествиях детей участвовали в дорожном движении в качестве пассажиров транспортных средств. Из них более четверти перевозились с нарушением установленных требований, без детских удерживающих систем (устройств) или ремней безопасности, что почти в два раза увеличивает тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Ситуация осложняется наличием в обороте так называемых «суррогатов» детских удерживающих устройств, не соответствующих требованиям безопасности», — говорится в документе.
В пункте 49 проекта стратегии уточняется, что сейчас в продаже присутствует «широкий спектр товаров и услуг, затрагивающих сферу дорожного движения, не все из которых отвечают требованиям безопасности, а отдельные способствуют противоправной деятельности (устройства, позволяющие скрыть государственные регистрационные знаки, «заглушки» для ремней безопасности, продажа поддельных водительских удостоверений, медицинских справок, лицензий на перевозку пассажиров автобусами и многое другое)».
В МВД предложили активизировать выработку и реализацию мер, направленных на регулирование производства, оборота и эксплуатации товаров, а также оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения или препятствующих ее обеспечению.