branding imagebranding image
РБК АВТО
Цены
Подписаться на Telegram-канал

Импорт из Китая упал на 60%. Как изменятся цены на новые автомобили в мае

Эксперт Байбароша спрогнозировала рост цен на новые машины в мае на 25%
Российский авторынок вернулся к росту, но это может быть плохим знаком для желающих сменить машину. Autonews.ru пообщался с профильными экспертами и выяснил, стоит ли ждать увеличения цен в мае
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

По итогам недели с 21 по 27 апреля российский авторынок впервые за длительное время вырос во всех сегментах. По подсчетам аналитиков агентства «Автостат», продажи новых автомобилей увеличились по отношению к предшествующей неделе на 6,5% — до 26 836 реализованных единиц. Однако этот показатель не стал максимальным в текущем году: рекорд пока держит 14-я неделя (с 31 марта по 6 апреля), в течение которой было продано 27 805 новых машин.

В марте продажи новых легковых автомобилей рекордно рухнули: минус 45,5% к марту 2024 года. За I квартал 2025 года, по данным Минпромторга, российский авторынок обвалился на 27% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Причинами послужили дорогие кредиты, валютные колебания, низкая покупательная способность населения и ожидания граждан падения цен в связи c затовариванием дилерских складов.

Эффект отложенного спроса

По мнению опрошенных Autonews.ru специалистов, в мае 2025 года на российском авторынке вряд ли стоит ждать каких-то шоковых событий. Продажи замерли на текущем уровне, сильно уступающем прошлогоднему показателю.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press Дилеры 29 апреля До 350 тыс. «китайцев». Сколько в России нераспроданных автомобилей
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press Новости 25 апреля 21% в силе. Как сохранение ключевой ставки повлияет на авторынок России

«В своих прогнозах и марки, и автодилеры видят развитие событий очень похожим: II квартал будет без роста, продажи во втором полугодии должны подрасти ввиду накопленного отложенного спроса и оптимистичных прогнозов на снижение ключевой ставки. Сегодня итог этого года видится на уровне 1,4 млн единиц новых легковых машин, что ниже прошлого на 11–12%», — считает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

«Мой прогноз на май — 80–85 тыс. авто. Скорее всего, ежедневные продажи второй половины мая будут на уровне апреля, но ввиду длинных праздников общий результат окажется ниже предыдущего месяца», — прокомментировал ситуацию генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

Согласен с этим мнением и президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «В мае спрос будет ограничен долгими праздниками: люди будут заниматься не выбором машин и поездками по дилерским центрам, а уничтожать шашлыки».

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша спрогнозировала по итогам мая прирост продаж относительно марта примерно на 10%, отметив, что они будут зависеть от итоговых показателей апреля: «Если уровень реализации в текущем месяце будет низким, в мае может сработать эффект низкой базы, а также фактор начала сезона отпусков».

Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов ожидает, что по итогам апреля будет продано около 95 тыс. автомобилей, что позволит ему стать пока что лучшим месяцем в году: «Это крайне маленькая цифра для российского рынка, лучше, чем было раньше». А в мае, по мнению специалиста, стоит ждать реализации новых машин на уровне 85 тыс. единиц в связи с большим числом праздников и традиционно низкой активностью покупателей.

Подорожание через скидки

Большинство экспертов сошлись во мнении, что май станет для покупателей автомобилей относительно спокойным.

«Предпосылок для резкого колебания цен в ту или иную сторону нет. По итогам низких продаж февраля и марта производители снизили цены, каждый в пределах возможных лимитов. Цены с начала года упали в среднем на 6%, за весь прошлый год они росли на те же 6%», — отметил Тюктеев.

По мнению Терлюкевича, май в части ценообразования повторит апрель: «Актуальный курс рубля позволяет дистрибьютерам удерживать цены на текущем уровне, тем самым сохраняя привлекательное предложение для клиентов».

В пресс-службе Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подчеркнули, что затоваривание складов и падение продаж продолжат сказываться на стоимости автомобилей: «Сейчас покупателям предлагают различные акционные программы и скидки от дилеров и производителей, но существенными негативными факторами являются высокая ключевая ставка и «дорогие» кредиты». В ассоциации отметили, что рост цен на «параллельные» машины сохранится из-за заградительных барьеров, а сам этот сегмент будет стремиться к минимуму.

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

Иванов подчеркнул, что многие программы по привлечению покупателей продолжат действовать и в мае: «Точно будут бренды, по которым точечно сократят меры поддержки в виде скидок, но останутся и те марки, по которым дисконт сохранится на уровне апреля». По его словам, после праздников будут оцениваться скорость контрактования и трафик, на основе чего — приниматься решения о дополнительных мерах или их сокращении. Что до «параллельных» машин, цены на них пока существенно меняться не будут, поскольку запаса хватит еще на 2–3 месяца, как минимум до июля.

Байбароша, напротив, спрогнозировала в мае увеличение цен на 20–25%. Но этот рост коснется преимущественно «параллельных» машин премиальных марок. По ее мнению, драйвером — в случае ее введения — послужит новая формула расчета утилизационного сбора, которая будет учитывать не только базовый коэффициент, но и разницу между размерами отечественных и зарубежных таможенных пошлин.

Факторы влияния на рынок и цены в мае

Специалисты подчеркнули, что факторы, влияющие на продажи новых машин и их стоимость, пока существенно не изменились. Ключевые среди них — размер ключевой ставки и объем накопленных автомобилей на складах.

«Основные факторы — это размер ключевой ставки и объем машин на стоках. Производители из Китая снизили более чем на 60% объемы импорта легковых машин за I квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, все научились считать деньги. По этой причине стоки во II квартале будут давить значительно меньше, следовательно, и цены не должны дальше падать», — отметил Тюктеев.

Байбароша пояснила, что появился дополнительный фактор — информация о возможном возврате крупных южнокорейских автоконцернов на отечественный авторынок: «Сообщения о регистрации в России свежих моделей, таких как Kia K4 и Hyundai Ioniq 9, могут привести к отсрочке оформления сделок на новые автомобили несмотря на то, что в текущем году подобное возвращение невозможно технически».

В РОАД не ожидают изменения ситуации без введения каких-либо льготных условий для автокредитования; с высокой ключевой ставкой рост рынка маловероятен.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Шапарин также указал на затоваривание складов и высокую ключевую ставку, при которой выгоднее «морозить» деньги на депозитах и получать доход, чем покупать автомобиль. «Кредитное плечо не играет в полную мощность», — пояснил эксперт.

«Мы видим затоваривание, видим, что нынешние скидки не позволяют решить эту проблему, потому что объем на рынке сохраняется, а предложение избыточно. Если не исправить ситуацию со спросом, не добиться снижения ставки, то мы навряд ли увидим улучшение ситуации не только в мае, но и за летние месяцы», — добавил он.

Читайте также: