branding imagebranding image
РБК АВТО
Кризис
Подписаться на Telegram-канал

750 млрд иен убытков и не только. Что будет с Nissan

Nissan представит 5 новых моделей, несмотря на убытки
Компания Nissan переживает сложные времена: сорвавшееся сотрудничество с Honda, массовые сокращения и рекордные убытки
Фото: Jonathan Weiss / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Jonathan Weiss / Shutterstock / FOTODOM

Autonews.ru разобрался, что стоит за кризисом японского бренда и какие шаги предпринимает руководство, дабы вытащить компанию из пике.

Nissan сворачивает производство в Ухане

Nissan готовится закрыть завод в китайском Ухане. Cпрос на электрокар Ariya и кроссовер X-Trail оказался слишком низким, чтобы оправдать работу сборочного цеха. За два года с момента запуска в 2022 году предприятие выпустило около 100 тыс. автомобилей при проектной мощности 300 тыс. машин в год.

Nissan Ariya Кризис 29 апреля Минус один. Nissan закроет крупный завод за пределами Японии
Nissan Murano Новости 25 апреля $5,3 млрд. Nissan предупредил о рекордных годовых убытках

Слабые продажи объясняются жесткой конкуренцией с китайскими брендами. Местные производители стремительно набирают силу, а иностранным компаниям, включая Nissan, приходится играть на чужом поле фактически в роли догоняющих.

Причем это не первый завод Nissan в Китае, попавший под удар. В июне прошлого года компания закрыла предприятие в Чанчжоу, работавшее с 2020 года и рассчитанное на выпуск 130 тыс. автомобилей ежегодно. Причины те же — быстрый рост популярности китайских электрокаров и снижение интереса к иностранным моделям.

Крупный удар в начале года

Слияние Honda и Nissan на сумму $60 млрд, которое могло бы привести к созданию одного из крупнейших автопроизводителей в мире, было отменено в феврале этого года. Обе компании подтвердили: поставлена не только точка в переговорах о слиянии, но и прекращаются обсуждения потенциального трехстороннего альянса с Mitsubishi.

Причина краха сделки — разногласия по вопросам управления. Honda настаивала на том, чтобы стать головной компанией, в то время как Nissan должен был оказаться «дочкой». Это полностью противоречило первоначальной концепции, закрепленной в подписанном 23 декабря меморандуме о взаимопонимании (MOU), где речь шла о создании равноправного холдинга.

Президент Nissan Motor Макото Учида (слева) и президент Honda Motor Тосихиро Мибе (справа) на  пресс-конференции в Токио, 15 марта 2024 года
Президент Nissan Motor Макото Учида (слева) и президент Honda Motor Тосихиро Мибе (справа) на  пресс-конференции в Токио, 15 марта 2024 года (Фото: Yoshio Tsunoda / AFLO / Global Look Press)

В заявлении Nissan говорится, что архитектура сделки была изменена Honda уже в процессе переговоров — именно это стало главной причиной отказа. Оказавшись в подчиненной роли, Nissan рисковал потерять самостоятельность и контроль над стратегическим курсом компании.

Обе стороны дипломатично заявляют о стремлении «ускорить принятие решений» и «оперативно адаптироваться к изменениям в отрасли». Фактически речь идет о попытке сохранить лицо, избежать затяжных корпоративных конфликтов и не утратить темп в условиях стремительного перехода рынка к электромобилям, программному обеспечению и новым альянсам.

К слову, Nissan вел переговоры с Foxconn — технологическим гигантом, известным прежде всего как контрактный производитель электроники для Apple. Ставка на партнерство с IT-компанией могла свидетельствовать о смене стратегического вектора. Впрочем, сам Foxconn не стал спешить со сделкой с Nissan. В феврале председатель совета директоров Foxconn Ян Лю заявил, что компания готова вложиться в автопроизводителя, но это не является для нее самоцелью.

«Если потребуется, мы рассмотрим возможность покупки акций Nissan, — сказал Лю в интервью Reuters. — Но цель — не владение, а сотрудничество».

Nissan уходит в рекордный минус: почти $5,3 млрд убытков

Компания официально подтвердила: по итогам 2024 финансового года (завершился 31 марта) чистый убыток Nissan составит от ¥700 млрд до ¥750 млрд, или около $4,9–5,3 млрд по текущему курсу. Это крупнейшие потери в истории автопроизводителя. В самой фирме объясняют провал затянувшейся реструктуризацией и «рядом сопутствующих факторов».

Фото: Sascha Steinach / imago-images.de / Global Look Press
Фото: Sascha Steinach / imago-images.de / Global Look Press

Кульминацией кризиса стало упомянутое несостоявшееся слияние с Honda. Вскоре после этого, в феврале, компанию покинул генеральный директор Макото Учида. Его пост занял Иван Эспиноса — бывший вице-президент по глобальному продукту.

Теперь именно ему предстоит вытаскивать марку из глубокой ямы. Задача не из легких: модельная линейка устарела, а конкуренция со стороны китайских производителей усиливается с каждым месяцем.

«Мы приняли взвешенное решение пересмотреть прогноз на год, учитывая переоценку нашей операционной деятельности и производственных активов», — говорится в заявлении Эспиносы.

Из общей суммы убытков более ¥500 млрд (примерно $3,5 млрд) приходятся на обесценивание активов в Северной и Южной Америке, Европе и Японии. Тем не менее не все так мрачно. У Nissan по-прежнему есть внушительная финансовая подушка — около 1,5 трлн иен ($10,5 млрд). И это дает компании шанс на второе дыхание и успешную реструктуризацию.

Способы оптимизации расходов

Официальный отказ от слияния с Honda затмил другую, не менее важную новость: Nissan запускает масштабную программу антикризисных реформ. Теперь, когда спасательного круга в лице Honda не будет, автопроизводителю придется самостоятельно справляться с растущими проблемами.

Первым шагом станет сокращение штата. До конца 2026 финансового года (то есть до 31 марта 2027-го) Nissan уволит 6,5 тыс. сотрудников. Причем 5,3 тыс. из них покинут компанию уже в ближайшие 12 месяцев, еще 1,2 тыс. — в следующем году. Это часть ранее озвученного плана по сокращению 9 тыс. рабочих мест: оставшиеся 2,5 тыс. попадут под добровольные программы ухода или будут упразднены вместе с отдельными должностями.

На этом оптимизация не заканчивается. Производственные мощности сократят на 20% — с 5 млн до 4 млн автомобилей в год. В течение 2025–2026 финансовых годов планируется закрыть три завода. Какие именно предприятия попадут под сокращение, пока не уточняется.

Фото: Nissan
Фото: Nissan

Также будут урезаны смены на сборочных заводах в США — в Смирне (Теннесси) и Кантоне (Миссисипи). В дополнение к кадровым мерам компания собирается ускорить разработку новых моделей. Сейчас от старта проекта до запуска в серию проходит 52 месяца, но в ближайшее время этот срок сократится до 37 месяцев, а позже — до 30. Кроме того, планируется уменьшить сложность деталей на 70% — цель амбициозная, но потенциально эффективная в снижении себестоимости.

Параллельно запускается программа унификации дизайна для шести глобальных моделей — судя по формулировке, Nissan хочет сформировать более целостный и узнаваемый фирменный стиль на всех ключевых рынках.

Что касается новинок, в 2025 финансовом году должен появиться долгожданный Rogue с подключаемым гибридом, а в 2026-м — его версия с технологией e-Power, где бензиновый двигатель используется исключительно как генератор. По такой схеме работает, к примеру, Nissan Qashqai.

Также в 2025 финансовом году ожидаются:

  • новое поколение Leaf,
  • электрический кей-кар,
  • крупный минивэн с установкой e-Power третьего поколения.

По расчетам, новая силовая установка будет на 20% экономичнее и дешевле в производстве, чем предыдущая. В Европе она появится на Qashqai, а в США — в новом Rogue.

Рост продаж в США

Интересно, что на американском рынке Nissan показал рост продаж на 5,4% по сравнению с 2023 годом. Однако за этим стоит неприятная правда: достичь таких результатов удалось только за счет скидок и продажи автомобилей с убытком для дилеров. В результате многие из них оказались в минусе.

По данным Automotive News, прибыль американских дилеров Nissan упала на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти 40% из 1071 дилерского центра в США работают с отрицательной рентабельностью — это худший показатель как минимум за последние полтора десятилетия.

Назывались две ключевые причины: отсутствие гибридных моделей и чрезмерное количество дилеров на фоне снижения рыночной доли.

Фото: Ian Forsyth / Getty Images
Фото: Ian Forsyth / Getty Images

Сейчас Nissan — единственный крупный автопроизводитель на рынке США, не имеющий ни одной модели с mild-hybrid или plug-in гибридной установкой. И ситуация в ближайшее время не изменится: первые такие машины появятся не раньше 2027 года.

Для сравнения: у Toyota гибриды составляют треть всех продаж в США, а у Accord и CR-V от Honda гибридные версии обеспечивают почти половину общего объема. Покупатели все чаще выбирают экономичные, технологичные и экологичные автомобили — и уходят к конкурентам.

Вторая проблема — перенасыщенность дилерской сети. Рыночная доля Nissan за пять лет упала с 7,7 до 5,8%, а количество дилеров осталось прежним.

Для масштаба: у Nissan в США больше дилеров, чем у Honda, Hyundai или Kia — несмотря на меньшие объемы продаж. Закрытие убыточных точек помогло бы сохранить устойчивость крупных салонов и дать шанс эффективным игрокам расшириться.

Компания старается сохранить интерес к бренду: выпускает эффектные версии спорткаров и делает шаги навстречу фанатам. Новый CEO, Иван Эспиноса, даже лично ездит на Nissan Z. Но одной преданностью поклонников ситуацию не спасти — без современного конкурентного модельного ряда бизнес не вытянуть.

Пока единственным лучом света остаются дешевые модели вроде Versa, которые действительно демонстрируют рост продаж. Особенно на фоне подорожания автомобилей в целом и новых тарифов, вводимых США против зарубежных производителей. Но этого явно недостаточно для масштабного разворота.

Полный финансовый отчет Nissan за 2024 фискальный год выйдет 13 мая. И судя по всему, он будет далеко не обнадеживающим.