Autonews.ru разобрался, что стоит за кризисом японского бренда и какие шаги предпринимает руководство, дабы вытащить компанию из пике.
Nissan сворачивает производство в Ухане
Nissan готовится закрыть завод в китайском Ухане. Cпрос на электрокар Ariya и кроссовер X-Trail оказался слишком низким, чтобы оправдать работу сборочного цеха. За два года с момента запуска в 2022 году предприятие выпустило около 100 тыс. автомобилей при проектной мощности 300 тыс. машин в год.
Слабые продажи объясняются жесткой конкуренцией с китайскими брендами. Местные производители стремительно набирают силу, а иностранным компаниям, включая Nissan, приходится играть на чужом поле фактически в роли догоняющих.
Причем это не первый завод Nissan в Китае, попавший под удар. В июне прошлого года компания закрыла предприятие в Чанчжоу, работавшее с 2020 года и рассчитанное на выпуск 130 тыс. автомобилей ежегодно. Причины те же — быстрый рост популярности китайских электрокаров и снижение интереса к иностранным моделям.
Крупный удар в начале года
Слияние Honda и Nissan на сумму $60 млрд, которое могло бы привести к созданию одного из крупнейших автопроизводителей в мире, было отменено в феврале этого года. Обе компании подтвердили: поставлена не только точка в переговорах о слиянии, но и прекращаются обсуждения потенциального трехстороннего альянса с Mitsubishi.
Причина краха сделки — разногласия по вопросам управления. Honda настаивала на том, чтобы стать головной компанией, в то время как Nissan должен был оказаться «дочкой». Это полностью противоречило первоначальной концепции, закрепленной в подписанном 23 декабря меморандуме о взаимопонимании (MOU), где речь шла о создании равноправного холдинга.

В заявлении Nissan говорится, что архитектура сделки была изменена Honda уже в процессе переговоров — именно это стало главной причиной отказа. Оказавшись в подчиненной роли, Nissan рисковал потерять самостоятельность и контроль над стратегическим курсом компании.
Обе стороны дипломатично заявляют о стремлении «ускорить принятие решений» и «оперативно адаптироваться к изменениям в отрасли». Фактически речь идет о попытке сохранить лицо, избежать затяжных корпоративных конфликтов и не утратить темп в условиях стремительного перехода рынка к электромобилям, программному обеспечению и новым альянсам.
К слову, Nissan вел переговоры с Foxconn — технологическим гигантом, известным прежде всего как контрактный производитель электроники для Apple. Ставка на партнерство с IT-компанией могла свидетельствовать о смене стратегического вектора. Впрочем, сам Foxconn не стал спешить со сделкой с Nissan. В феврале председатель совета директоров Foxconn Ян Лю заявил, что компания готова вложиться в автопроизводителя, но это не является для нее самоцелью.
«Если потребуется, мы рассмотрим возможность покупки акций Nissan, — сказал Лю в интервью Reuters. — Но цель — не владение, а сотрудничество».
Nissan уходит в рекордный минус: почти $5,3 млрд убытков
Компания официально подтвердила: по итогам 2024 финансового года (завершился 31 марта) чистый убыток Nissan составит от ¥700 млрд до ¥750 млрд, или около $4,9–5,3 млрд по текущему курсу. Это крупнейшие потери в истории автопроизводителя. В самой фирме объясняют провал затянувшейся реструктуризацией и «рядом сопутствующих факторов».

Кульминацией кризиса стало упомянутое несостоявшееся слияние с Honda. Вскоре после этого, в феврале, компанию покинул генеральный директор Макото Учида. Его пост занял Иван Эспиноса — бывший вице-президент по глобальному продукту.
Теперь именно ему предстоит вытаскивать марку из глубокой ямы. Задача не из легких: модельная линейка устарела, а конкуренция со стороны китайских производителей усиливается с каждым месяцем.
«Мы приняли взвешенное решение пересмотреть прогноз на год, учитывая переоценку нашей операционной деятельности и производственных активов», — говорится в заявлении Эспиносы.
Из общей суммы убытков более ¥500 млрд (примерно $3,5 млрд) приходятся на обесценивание активов в Северной и Южной Америке, Европе и Японии. Тем не менее не все так мрачно. У Nissan по-прежнему есть внушительная финансовая подушка — около 1,5 трлн иен ($10,5 млрд). И это дает компании шанс на второе дыхание и успешную реструктуризацию.
Способы оптимизации расходов
Официальный отказ от слияния с Honda затмил другую, не менее важную новость: Nissan запускает масштабную программу антикризисных реформ. Теперь, когда спасательного круга в лице Honda не будет, автопроизводителю придется самостоятельно справляться с растущими проблемами.
Первым шагом станет сокращение штата. До конца 2026 финансового года (то есть до 31 марта 2027-го) Nissan уволит 6,5 тыс. сотрудников. Причем 5,3 тыс. из них покинут компанию уже в ближайшие 12 месяцев, еще 1,2 тыс. — в следующем году. Это часть ранее озвученного плана по сокращению 9 тыс. рабочих мест: оставшиеся 2,5 тыс. попадут под добровольные программы ухода или будут упразднены вместе с отдельными должностями.
На этом оптимизация не заканчивается. Производственные мощности сократят на 20% — с 5 млн до 4 млн автомобилей в год. В течение 2025–2026 финансовых годов планируется закрыть три завода. Какие именно предприятия попадут под сокращение, пока не уточняется.