Что такое «Формула-1»
«Формула-1» — это один из самых зрелищных видов автоспорта, представляющий собой международные гонки на одноместных спортивных машинах с открытыми колесами. Они называются болидами и способны развивать скорость более 300 км/ч.
Мировой чемпионат проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов — серий Гран-при. Организацией гонок занимается Международная автомобильная федерация (FIA), а коммерческую сторону контролирует холдинг Formula One Group, объединяющий несколько крупных компаний. Для обеспечения единых стандартов в «Формуле-1» FIA разработала специальный технический регламент.

В международных гонках, помимо пилотов, соревнуются и команды, задача которых не только нанять опытного гонщика, но и полностью спроектировать и построить болид с нуля. То есть каждая команда выступает на болидах собственного производства и обеспечивает их техническое обслуживание.
«Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков, поэтому ее нередко называют «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», королевскими гонками и так далее.

История «Формулы-1»
Предпосылки к созданию «Формулы-1» возникли еще в 1920-х годах, когда в Европе начали проводить масштабные соревнования — Гран-при. Тогда скорость 100 км/ч считалась невероятной, что привлекало внимание десятков тысяч зрителей. В 1930-х годах был организован чемпионат Европы, ставший прообразом современной «Формулы-1».
Регламент для будущего чемпионата был разработан до Второй мировой войны, но планы пришлось отложить. FIA опубликовала правила «Формулы-1» в 1946 году, а первая гонка прошла на трассе «Сильверстоун» в Великобритании в 1950 году. Победу в чемпионате тогда одержал гонщик Alfa Romeo — итальянец Джузеппе Фарина. Интересно, что с 1958 по 1969 год титулы чемпионов мира выигрывали только англоговорящие пилоты — из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США.

Гоночные болиды середины XX века сильно отличались от современных. Инновации внедрялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды «Купер» установили задний мотор, благодаря чему их болид дважды занял первое место в общем зачете. Вскоре все машины «Формулы-1» стали заднемоторными.
В 1958 году в чемпионате появился второй титул: начали награждать не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Позже этот титул стал называться Кубком конструкторов. С этого момента и началась настоящая гонка за скорость.

В конце 1960-х правила чемпионата изменились: мощность двигателей разрешили увеличить почти в два раза, но трассы и система безопасности остались на прежнем уровне. Это было время контрастов: с одной стороны, царила особая атмосфера товарищества — гонщики и их семьи дружили, вместе отдыхали и путешествовали. С другой — стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе.

В это же время на болидах стали появляться первые рекламные наклейки. Поступающие от спонсоров деньги позволяли делать автомобили еще быстрее, что тоже увеличивало риски.

Настоящий технический прорыв в «Формуле-1» произошел в 1970-х. Одна из сильнейших команд Lotus первой применила авиационные технологии, что позволило значительно улучшить прохождение поворотов. В 1980-х появились антикрылья, которые увеличивали прижимную силу, помогая машинам крепче «держаться» за трассу. Это не только повысило безопасность (раньше многие аварии происходили как раз из-за потери сцепления в поворотах), но и позволило гонщикам быстрее проходить трассу.
Затем последовали и другие технические инновации: совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы. Каждое такое усовершенствование делало болиды быстрее и технологичнее.