branding imagebranding image
РБК АВТО
Формула-1
Подписаться на Telegram-канал

«Формула-1» отмечает 75-летие: история автоспорта и лучшие гонщики

Ровно 75 лет назад на британской трассе «Сильверстоун» состоялся дебют чемпионата «Формула-1». Autonews.ru вспомнил самые интересные факты из истории королевских гонок
Фото: Paul Gilham / Getty Images
Фото: Paul Gilham / Getty Images
  1. Что такое
  2. История
  3. Лучшие гонщики
  4. Интересные факты

Что такое «Формула-1»

«Формула-1» — это один из самых зрелищных видов автоспорта, представляющий собой международные гонки на одноместных спортивных машинах с открытыми колесами. Они называются болидами и способны развивать скорость более 300 км/ч.

Мировой чемпионат проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов — серий Гран-при. Организацией гонок занимается Международная автомобильная федерация (FIA), а коммерческую сторону контролирует холдинг Formula One Group, объединяющий несколько крупных компаний. Для обеспечения единых стандартов в «Формуле-1» FIA разработала специальный технический регламент.

«Формула-1» — один из самых зрелищных видов автоспорта
«Формула-1» — один из самых зрелищных видов автоспорта (Фото: Mark Thompson / Getty Images)

В международных гонках, помимо пилотов, соревнуются и команды, задача которых не только нанять опытного гонщика, но и полностью спроектировать и построить болид с нуля. То есть каждая команда выступает на болидах собственного производства и обеспечивает их техническое обслуживание.

«Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков, поэтому ее нередко называют «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», королевскими гонками и так далее.

«Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков
«Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков (Фото: Mark Thompson / Getty Images)

История «Формулы-1»

Предпосылки к созданию «Формулы-1» возникли еще в 1920-х годах, когда в Европе начали проводить масштабные соревнования — Гран-при. Тогда скорость 100 км/ч считалась невероятной, что привлекало внимание десятков тысяч зрителей. В 1930-х годах был организован чемпионат Европы, ставший прообразом современной «Формулы-1».

Регламент для будущего чемпионата был разработан до Второй мировой войны, но планы пришлось отложить. FIA опубликовала правила «Формулы-1» в 1946 году, а первая гонка прошла на трассе «Сильверстоун» в Великобритании в 1950 году. Победу в чемпионате тогда одержал гонщик Alfa Romeo — итальянец Джузеппе Фарина. Интересно, что с 1958 по 1969 год титулы чемпионов мира выигрывали только англоговорящие пилоты — из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США.

Стерлинг Мосс на своем Lotus 18 побеждает на Гран-при Монако, 29 мая 1960 года
Стерлинг Мосс на своем Lotus 18 побеждает на Гран-при Монако, 29 мая 1960 года (Фото: Sutton Motorsport Images / Imagestate / Global Look Press)

Гоночные болиды середины XX века сильно отличались от современных. Инновации внедрялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды «Купер» установили задний мотор, благодаря чему их болид дважды занял первое место в общем зачете. Вскоре все машины «Формулы-1» стали заднемоторными.

В 1958 году в чемпионате появился второй титул: начали награждать не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Позже этот титул стал называться Кубком конструкторов. С этого момента и началась настоящая гонка за скорость.

«Формула-1» отмечает 75-летие: история автоспорта и лучшие гонщики

В конце 1960-х правила чемпионата изменились: мощность двигателей разрешили увеличить почти в два раза, но трассы и система безопасности остались на прежнем уровне. Это было время контрастов: с одной стороны, царила особая атмосфера товарищества — гонщики и их семьи дружили, вместе отдыхали и путешествовали. С другой — стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе.

С момента появления Кубка конструкторов и началась настоящая гонка за скорость
С момента появления Кубка конструкторов и началась настоящая гонка за скорость (Фото: Sutton Motorsport Images / Imagestate / Global Look Press)

В это же время на болидах стали появляться первые рекламные наклейки. Поступающие от спонсоров деньги позволяли делать автомобили еще быстрее, что тоже увеличивало риски.

В конце 1960-х стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе
В конце 1960-х стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе (Фото: Sutton Motorsport Images / Imagestate / Global Look Press)

Настоящий технический прорыв в «Формуле-1» произошел в 1970-х. Одна из сильнейших команд Lotus первой применила авиационные технологии, что позволило значительно улучшить прохождение поворотов. В 1980-х появились антикрылья, которые увеличивали прижимную силу, помогая машинам крепче «держаться» за трассу. Это не только повысило безопасность (раньше многие аварии происходили как раз из-за потери сцепления в поворотах), но и позволило гонщикам быстрее проходить трассу.

Затем последовали и другие технические инновации: совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы. Каждое такое усовершенствование делало болиды быстрее и технологичнее.

Настоящий технический прорыв в «Формуле-1» произошел в 1970-х — совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы
Настоящий технический прорыв в «Формуле-1» произошел в 1970-х — совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы (Фото: Sutton Motorsport Images / Imagestate / Global Look Press)

1980–1990-е годы по праву считаются золотой эпохой «Формулы-1». В этот период сформировалась плеяда легендарных команд — Ferrari, McLaren, Williams, Lotus и Benetton задавали тон в чемпионате. Но настоящими символами эпохи стали гонщики: яростное соперничество Айртона Сенны и Алена Проста навсегда вписано в историю автоспорта. Их эпическая борьба продолжалась до 1993 года, когда Прост завершил карьеру.

Последнее десятилетие XX века стало переломным для «Формулы-1»: мир осознал смертельную опасность этого спорта. Хотя трагедии случались и раньше, гибель Айртона Сенны потрясла всех. Легендарный трехкратный чемпион погиб 1 мая 1994 года во время гонки на трассе в Имоле, превратив Гран-при Сан-Марино в черный день автоспорта.

Медики оказывают первую помощь попавшему в страшную аварию Айртону Сенне
Медики оказывают первую помощь попавшему в страшную аварию Айртону Сенне (Фото: Anton Want / Staff / Getty Images)

Сегодня гонщиков защищают не только дуги безопасности, но и специальные огнеупорные комбинезоны, а также перчатки из негорючих материалов. Каждый пилот обязательно надевает шлем, а конструкция болида позволяет выбраться из кокпита за считаные секунды — нужно лишь расстегнуть ремни и снять руль. Однако, несмотря на все технологические достижения и меры безопасности, «Формула-1» по-прежнему остается одним из самых опасных видов спорта.

В последние годы регламент чемпионата часто меняется. Особенно ужесточаются требования к двигателям: все это ради того, чтобы скорость автомобилей была меньше, а обгонов по ходу гонки больше. Такой подход делает соревнования безопаснее для пилотов и более зрелищными для зрителей.

«Формула-1» отмечает 75-летие: история автоспорта и лучшие гонщики

«Формула-1» отмечает 75-летие: история автоспорта и лучшие гонщики

Гонщики «Формулы-1»: 5 лучших

1. Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер (Фото: Sutton Motorsports / ZUMApress / Global Look Press)

Семикратный чемпион мира и победитель 91 Гран-при. Шумахер стал легендой «Формулы-1» благодаря своему мастерству, упорству и умению работать с командой. Подробности его карьеры в статье «Михаэль Шумахер: кто такой, биография, состояние сейчас».

2. Айртон Сенна

Айртон Сенна
Айртон Сенна (Фото: Pascal Rondeau / Getty Images)

Трехкратный чемпион мира, известный своей агрессивной манерой гонки и страстью к скорости. Сенна был иконой для поклонников автоспорта, а его трагическая гибель в 1994 году на Гран-при Сан-Марино оставила неизгладимый след в истории. Подробнее о происшествии читайте в статье «Авария Айртона Сенны: причины гибели, фото происшествия».

3. Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон (Фото: Sutton Motorsports / ZUMApress / Global Look Press)

Семикратный чемпион мира, обладатель рекордного числа поулов и побед в гонках. В конце сезона 2024 года Льюис Хэмилтон покинул команду Mercedes и заключил многолетний контракт со Scuderia Ferrari.

4. Себастьян Феттель

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель (Фото: Alessio Marini / Keystone Press Agency / Global Look Press)

Четырехкратный чемпион мира и победитель 53 Гран-при. Его карьера началась в 2007 году и принесла множество побед и титулов, включая доминирование с командой Red Bull в 2010–2013 годах. Завершил карьеру в 2022 году.

5. Ален Прост

Ален Прост
Ален Прост (Фото: Imago / Global Look Press)

Четырехкратный чемпион мира и победитель 51 Гран-при. Прост был известен своей точностью и стратегическим подходом, став одним из самых успешных гонщиков своего времени. Его карьера в «Формуле-1» длилась с 1980 по 1993 год.

Интересные факты о «Формуле-1»

Что означают флаги в «Формуле-1»

Флаги в «Формуле-1» используются для передачи информации пилотам на трассе. Вот краткое значение основных флагов:

  • Зеленый — трасса свободна, можно ехать на полной скорости.
  • Желтый — опасность на трассе, нельзя обгонять.
  • Красный — сессия остановлена.
  • Черный — дисквалификация или вызов в боксы.
  • Белый — медленный автомобиль впереди.
  • Черно-белый — предупреждение за неспортивное поведение.
  • Черно-желтый — техническая проблема, нужно заехать в боксы.
  • Черно-белая клетка — финиш гонки или сессии.

Флаги в «Формуле-1» используются для передачи информации пилотам на трассе
Флаги в «Формуле-1» используются для передачи информации пилотам на трассе (Фото: Clive Rose / Getty Images)

Что такое спринт в «Формуле-1»

Спринт в «Формуле-1» — это сокращенная гонка, которая проводится в рамках некоторых этапов чемпионата мира. Ее протяженность составляет около 100 км (примерно треть дистанции основной гонки), и длится она около 30 минут. В отличие от традиционного Гран-при, спринт представляет собой более короткое соревнование, где гонщики борются не только за позиции, но и за дополнительные чемпионатные очки.

Что такое пит-стоп в «Формуле-1»

Пит-стоп — это техническая остановка, во время которой команда из десятков механиков за считаные секунды обслуживает болид. В среднем он длится около 2 секунд: за это время успевают поднять машину, снять старые колеса, установить новые и опустить автомобиль обратно на трассу.

Пит-стоп — это техническая остановка, во время которой команда из десятков механиков за считаные секунды обслуживает болид
Пит-стоп — это техническая остановка, во время которой команда из десятков механиков за считаные секунды обслуживает болид (Фото: Hoch Zwei / Global Look Press)

Сколько женщин участвовали в «Формуле-1»

За всю историю «Формулы-1» в гонках участвовали всего пять женщин. И только Лейла Ломбарди смогла набрать очки. Это произошло на Гран-при Испании в 1975 году, где она финишировала шестой.

Какие нагрузки испытывает пилот в болиде

Пилот «Формулы-1» во время гонки испытывает экстремальные физические нагрузки. При прохождении поворотов, торможениях и ускорениях на него воздействуют перегрузки до 5–6 g. Это значит, что его тело ощущает вес, в 5–6 раз превышающий нормальный. В кокпите болида температура достигает 50 °C, из-за чего пилоты теряют до 3 кг веса за гонку. При этом их пульс нередко держится на уровне 160–180 ударов в минуту на протяжении всей дистанции.

Пилот «Формулы-1» во время гонки испытывает экстремальные физические нагрузки