Законопроект, подготовленный главой комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым, направлен на возвращение для водителей возможности гасить задолженность по штрафам за нарушения ПДД с 50-процентной скидкой. Документ может поступить на рассмотрение в Госдуму летом. Автор инициативы считает, что нововведение станет эффективным стимулом для своевременной оплаты задолженности перед государством.
Какие скидки были раньше
До 1 января 2025 года в России действовала скидка в размере 50% на оплату большинства дорожных штрафов. Согласно упраздненному правилу, оплатить штрафы водители могли в половинчатом размере при условии погашения задолженности в 20-дневный период с момента вынесения постановления о совершении правонарушения.
К примеру, штраф за превышение скорости более чем на 20 км/ч можно было оплатить в размере 250 руб. вместо 500 руб. С 1 января 2025 года сами штрафы были подняты на 25%, а сумма скидки — урезана на те же 25%. При этом срок возможной оплаты штрафа со скидкой стал больше на десять дней: 30 вместо 20.
При превышении скорости на 20+ км/ч штраф без скидки сейчас составляет 750 руб., но в течение 30 дней можно уменьшить эту сумму до 562 руб. 50 коп.
Норма о 50-процентной скидке на штрафы была введена по инициативе депутата Вячеслава Лысакова с 1 января 2016 года.
Что предлагается внести
В телеграм-канале Нилов описал суть своего предложения по возвращению скидки на штрафы следующим образом:
«Наш законопроект предполагает вернуть скидку 50% на оплату штрафа в течение 20 дней и вместе с тем оставляет действующие 25% при оплате в период с 21 до 30 дней».
Иными словами, предлагаемая норма совмещает ранее действовавшее правило о 50-процентной скидке с новой, уменьшенной до 25% скидкой:
- если штраф платится в 20-дневный срок, скидка составляет 50%;
- при оплате в промежутке от 21 до 30 дней с момента вынесения постановления — 25%.
Автор инициативы выразил уверенность, что нововведение поможет сохранить уровень загрузки специалистов органов принудительного взыскания и простимулирует автовладельцев на быструю оплату штрафов.
«Основной причиной введения такой скидки изначально являлось стимулирование автовладельцев на быструю оплату штрафов, за счет чего государство сокращает свои расходы на административные и судебные издержки», — пояснил парламентарий.
«Получается такая «лесенка»: сначала 20 дней действует скидка 50%, потом еще десять дней — 25%. И потом уже полноразмерный штраф», — уточнил автоюрист Александр Шумский.

Возможен ли возврат 50-процентной скидки
В беседе с Autonews.ru профильные эксперты положительно отнеслись к идее возврата 50-процентной скидки на оплату штрафов. Специалисты считают, что эта норма за годы действия уже успела доказать свою эффективность.
Вместе с тем инициатор первоначального введения 50-процентной скидки и нештрафуемого порога скорости экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков посчитал такое развитие событий маловероятным.
«Это самопиар ЛДПР чистой воды. Один шанс из миллиона, что, если администрация захочет дать им очки, им дадут отличиться. Или это будет просьба правительства, от которой нельзя отказаться. Нилову не результат нужен, нужна упоминаемость. Не для этого Минфин работал», — заметил Лысаков.
«Минфин исходит из того, чтобы собрать побольше денег. Назад отступать они не будут, я уверен на 100%. Это политический пиар вокруг авторов законопроекта», — конкретизировал собеседник.
По мнению Лысакова, даже при полном отказе части автомобилистов от оплаты штрафов по действующим правилам государство окажется в плюсе по объемам поступающих от нарушителей средств. Экс-депутат подчеркнул, что сам уже отказался от оплаты штрафов с 25-процентной скидкой:
«С момента получения постановления мы отсчитываем 70 дней по закону: десять дней на обжалование и 60 — на исполнение. Я просто плачу полностью штраф, без скидки, через 70 дней, чтобы не радовать Минфин быстрым притоком денег, на который он рассчитывал. И я думаю, что не один так делаю».
Он также выразил опасение, что из-за снижения скидки многие люди могут просто отказаться оплачивать такие штрафы. «У нас на периферии есть масса людей, у которых нет банковских карточек и с которых нечего взять, которые не ездят за границу и которых не интересует, что их не пропустят», — сказал он.
Аналогичного мнения придерживается и автоюрист Александр Шумский: «Без скидки многие просто тянули, пока дело не дойдет до службы судебных приставов и пока они сами не спишут деньги с карты. Потому что зачем париться, зачем платить? «Ну придут — спишут с меня, не придут — значит, все, деньги у меня остались». А когда появилась скидка, появился стимул оплатить сразу. И все получаются в выигрыше — и государство, и водители».